Дорогие друзья!
Приветствуем вас на Портале
дополнительного профессионального
образования (ДПО)!
Наша жизнь такова, что в ней нередко случаются болезненные переживания. Но основная проблема заключается в том, что когда мы с ними беремся, сопротивляемся им, пытаемся избегать, то часто лишь усиливаем.

В практике современной психотерапии существует метод, который не пытается избавить пациента от болезненных симптомов, однако может значительно их ослабить - этот подход называется Терапия Принятия Ответственности.
По сути, Терапия Принятия и Ответственности или АСТ (Acceptance and Commitment Therapy) является одним из новейших направлений психотерапии в рамках когнитивно-поведенческого подхода.

АСТ - это, в первую очередь, развитие психологической гибкости пациента, осознанность в понимании личного опыта, развитие мотивации к изменениям в поведении, пошаговое выстраивание поведенческих навыков, нацеленных на эффективную деятельность.

Отличительной особенностью ACT от других направлений можно назвать тот факт, что она учит осознавать и принимать свои неприятные мысли и эмоции, при этом не контролируя и не изменяя их.

Когда пациент принимает свои негативные переживания, то может направить освободившуюся энергию на то, что для него на самом деле имеет важность и ценность. Руководствуясь внутренними ценностями, пациент погружается в процесс, в котором постепенно избавляется от болезненных симптомов, а его жизнь приобретает насыщенность и яркость.

Цель АСТ - активизация внутреннего потенциала пациента, который позволит вести ему полноценную и осмысленную жизнь. Пациент учится эффективно справляться с эмоциональной болью и неприятными чувствами.

АСТ клинически эффективна в работе психотерапевта с самыми разнообразными проблемами: при депрессии, стрессе, хронической боли, тревожных расстройствах, наркотических зависимостях и т.д. (Hayes SC. Acceptance and commitment therapy: towards a unified model of behavior change. World Psychiatry 2019).

Конечно, трудности, связанные с неприятными субъективными переживаниями, в ходе терапии неизбежны. Но навыки осознанности, изучаемые и приобретаемые пациентом в процессе терапии, существенно повышают эффективность здорового взаимодействия с данными переживаниями.

Кроме того, АСТ - терапевт уделяет значительное внимание прояснению ценностей клиента. Важно понимать, какие именно свои сильные стороны и качества он хочет улучшить, какую жизнь ему хотелось бы прожить.
Определено 6 основных принципов ACT, которые вместе называют моделью "гексафлекс". АСТ-терапевт может "перемещаться" между гранями модели, фокусируясь на различных аспектах терапевтического процесса. Такой процесс еще называют "танцем в гексафлексе". Каждый принцип имеет свои особенности, упражнения, задания, метафоры.

1. Когнитивное распутывание (разделение).

В контексте когнитивного разделения клиент учится наблюдать свои мысли и образы как бы со стороны, снижая тем самым влияние деструктивных убеждений, учится гибкости поведенческих реакций. В процессе терапии приходит осознание того, что мысли - это всего лишь скоротечные субъективные переживания, поток слов, звуков и картинок.

2. Принятие.

Дело в том, что полный контроль мыслей, чувств, воспоминаний невозможен, и это влечет за собой лишь усугубление страданий. Однако можно приобрести навык принятия и переноса трудного опыта. Клиент может сосредоточиться на том, что реально контролировать — на своем поведении.

Следуя данному принципу АСТ, нужно создать некое пространство для неприятных ощущений, образов, чувств. Клиент учится не сопротивляться, не бороться с ними, а позволяет переживаниям приходить и уходить легко, без чрезмерного к ним внимания.

3. Присутствие "здесь и сейчас" (контакт с настоящим мгновением).

Пациент учится сосредотачиваться на настоящем моменте, быть вовлеченным в происходящее. Его задача - быть открытым и заинтересованным в том, что происходит здесь и сейчас, независимо о того, какие чувства это вызывает. Данный навык способствует регулировке поведения и развивает осознанность и принятие.

4. Наблюдающее "Я" (позиция наблюдателя).

Здесь развивается навык позиции наблюдателя, когда можно непосредственно прочувствовать весь процесс, не отождествляя себя со своими мыслями, желаниями, чувствами, воспоминаниями. Закрепляется понимание и осознание того, что все эти переживания имеют свойство все время меняться и являются второстепенными нашими характеристиками, но не самой сутью.

Например, существуют мысли, и есть тот, кто их замечает. По сути, происходит два параллельных процесса: процесс думания и процесс наблюдения за ним. Для наблюдателя не существует опасных, угрожающих или контролирующих его мыслей.

5. Ценности.

Специалист проясняет ценности своего клиента, того, что имеет для него действительно важное значение. Приобретается навык действовать соответственно этим ценностям, несмотря на то, что это может быть связано с неприятными переживаниями, болью и другими трудностями.

6. Проактивность (мотивированное действие).

Ориентируясь на заданные клиентом ценности, специалист выстраивает процесс эффективных действий, позволяющих им соответствовать. Уделяется внимание развитию необходимых навыков не только к достижению целей, но и преодолению трудностей, которые могут возникнуть на пути.
Стоит обратить внимание на то, что, в отличие от когнитивно-поведенческой терапии, ни одна из вышеперечисленных техник не включает в себя оценку или оспаривание нежелательной мысли.

Успешность терапии АСТ напрямую связана с тем, как эффективно клиент научается вести себя, не позволяя негативному опыту влиять на него и отвлекать от движения к своим жизненным целям.

Модель АСТ - это большое поле для креативности и инноваций. Придерживаясь модели АСТ, терапевт может бесконечно приспосабливать, совершенствовать ее техники в соответствии с собственным уникальным стилем работы.

Сегодня, Терапия Принятия и Ответственности - очень важный и эффективный инструмент в арсенале каждого специалиста, заинтересованного в повышении своей квалификации, расширении базы знаний и опыта. Освоить теоретические принципы и практические навыки работы в АСТ можно, приняв участие в программе «Терапия принятия и ответственности (АСТ). Терапия, сфокусированная на сострадании (CFT). 5 шагов к мастерству».
ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ:
«ТЕРАПИЯ ПРИНЯТИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ (АСТ). ТЕРАПИЯ СФОКУСИРОВАННАЯ НА СОСТРАДАНИИ (CFT)
5 ШАГОВ К МАСТЕРСТВУ»

ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ