Определено 6 основных принципов ACT, которые вместе называют моделью "гексафлекс". АСТ-терапевт может "перемещаться" между гранями модели, фокусируясь на различных аспектах терапевтического процесса. Такой процесс еще называют "танцем в гексафлексе". Каждый принцип имеет свои особенности, упражнения, задания, метафоры.
1. Когнитивное распутывание (разделение).
В контексте когнитивного разделения клиент учится наблюдать свои мысли и образы как бы со стороны, снижая тем самым влияние деструктивных убеждений, учится гибкости поведенческих реакций. В процессе терапии приходит осознание того, что мысли - это всего лишь скоротечные субъективные переживания, поток слов, звуков и картинок.
2. Принятие.
Дело в том, что полный контроль мыслей, чувств, воспоминаний невозможен, и это влечет за собой лишь усугубление страданий. Однако можно приобрести навык принятия и переноса трудного опыта. Клиент может сосредоточиться на том, что реально контролировать — на своем поведении.
Следуя данному принципу АСТ, нужно создать некое пространство для неприятных ощущений, образов, чувств. Клиент учится не сопротивляться, не бороться с ними, а позволяет переживаниям приходить и уходить легко, без чрезмерного к ним внимания.
3. Присутствие "здесь и сейчас" (контакт с настоящим мгновением).
Пациент учится сосредотачиваться на настоящем моменте, быть вовлеченным в происходящее. Его задача - быть открытым и заинтересованным в том, что происходит здесь и сейчас, независимо о того, какие чувства это вызывает. Данный навык способствует регулировке поведения и развивает осознанность и принятие.
4. Наблюдающее "Я" (позиция наблюдателя).
Здесь развивается навык позиции наблюдателя, когда можно непосредственно прочувствовать весь процесс, не отождествляя себя со своими мыслями, желаниями, чувствами, воспоминаниями. Закрепляется понимание и осознание того, что все эти переживания имеют свойство все время меняться и являются второстепенными нашими характеристиками, но не самой сутью.
Например, существуют мысли, и есть тот, кто их замечает. По сути, происходит два параллельных процесса: процесс думания и процесс наблюдения за ним. Для наблюдателя не существует опасных, угрожающих или контролирующих его мыслей.
5. Ценности.
Специалист проясняет ценности своего клиента, того, что имеет для него действительно важное значение. Приобретается навык действовать соответственно этим ценностям, несмотря на то, что это может быть связано с неприятными переживаниями, болью и другими трудностями.
6. Проактивность (мотивированное действие).
Ориентируясь на заданные клиентом ценности, специалист выстраивает процесс эффективных действий, позволяющих им соответствовать. Уделяется внимание развитию необходимых навыков не только к достижению целей, но и преодолению трудностей, которые могут возникнуть на пути.