Современная психодиагностика – раздел психологической науки и практики, который решает задачи разработки и использования методов выявления устойчивых индивидуально-психологических особенностей человека, включая его способности, темперамент и характер личности, динамичных психических состояний, а также содержания его сознания как системы представлений и отношений. Для того, чтобы иметь возможность обоснованно и всесторонне описывать, интерпретировать и прогнозировать деятельность человека, нам необходимо узнать, во-первых, как он реально ведет себя в различных ситуациях, во-вторых, что он про себя рассказывает, в-третьих, что он думает на самом деле, в том числе, о чем он молчит.
Содержание высказываний человека о себе, его декларируемые представления и отношения мы выявляем с помощью устного и письменного опроса – интервью и анкетирования, а также используя большинство личностных опросников. Однако далеко не всегда то, что человек говорит, соответствует тому, как он себя ведет и думает в действительности. Для выявления особенностей поведения человека мы не можем обойтись без наблюдения и использования объективных тестов, валидизированных по внешним критериям, к которым можно отнести ряд интеллектуальных тестов и личностных опросников типа MMPI. Проективные методы частично решают задачу выявления эмоционального состояния, бессознательных переживаний и потребностей, в значительной степени защищены от фальсификации со стороны клиента, его стремления что-то скрыть или изобразить, однако валидность многих проективных методов может вызывать сомнение, их интерпретация часто бывает субъективной и зависит от квалификации, теоретических знаний и практического опыта специалиста.
Для выявления содержания сознания, представлений и отношений, потребностей и мотивов человека наиболее пригодными показали себя методы психосемантической диагностики, основанные на анализе ассоциаций между понятиями в индивидуальном или групповом сознании. Классические технологии экспериментальной психосемантики в форме методик репертуарных решеток и семантического дифференциала были созданы американскими психологами Джорджем Келли и Чарлзом Осгудом еще в 50-е годы XX века. В 80-е годы советских психологов познакомили с психосемантическими методами исследования сознания московские психологи Александр Георгиевич Шмелев и Владимир Федорович Петренко.
Психосемантические методы основаны на математической модели сознания – многомерном пространстве, в котором субъективные оценочные признаки представлены в виде осей координат, различные понятия выражены точками с определенными координатами, а степень сходства, ассоциации между понятиями обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими точками. Процедура психосемантической диагностики заключается в оценке респондентом различных понятий с помощью набора шкал, вычислении координат понятий и расстояний между ними и построении карт интересующих нас фрагментов сознания. Игорем Леонидовичем Соломиным разработаны и используются компьютерные программы для глубинной психосемантической диагностики и анализа индивидуального и группового сознания. Разработаны также методики психосемантической экспресс-диагностики, не требующие для обработки компьютерных программ, что делает их наиболее удобными для консультирования клиентов.
Объем программы: 36 ак.ч..
Форма обучения: онлайн через программу ZOOM
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНО ДОПОЛНЯЕТ ТРАДИЦИОННЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ, ИНТЕРВЬЮ И ТЕСТИРОВАНИЯ, ПОЗВОЛЯЕТ ВЫЯВЛЯТЬ:
- Содержание потребностей, ценностей, интересов и увлечений;
- Степень удовлетворенности потребностей;
- Отношение к прошлому, настоящему и будущему;
- Отношение к себе, удовлетворенность собой и уровень самооценки;
- Отношение к различным людям;
- Отношение к различным видам деятельности, в том числе, учебную, профессио-нальную и трудовую мотивацию;
- Отношение к различным кризисным событиям;
- Источники негативных переживаний;
- Вытесняемые из сознания образы, мысли и чувства.
В ПРОГРАММЕ:
- Прослушивание теоретического курса лекций
- Самостоятельное знакомство слушателей с литературой
- Самотестирование слушателей с помощью традиционного и модифицированного вариантов методики репертуарных решеток, модифицированного варианта методики семантического дифференциала, методики цветовых метафор
- Освоение компьютерных программ для обработки данных психосемантической диагностики
- Демонстрацию процедуры анализа и обсуждения с клиентами результатов психо-семантической диагностики
- Работу слушателей в парах и в тройках;
- Выполнение практических упражнений и домашних заданий с последующим обсуждением
- Выполнение итогового задания
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Раздел |
Дата |
Время |
Тема |
1. Психосемантическая экспресс-диагностика с использованием методики цветовых метафор |
19 мая 2025 |
с 18:00 до 19:30 |
Демонстрация анализа и об-суждения результатов методики по материалам предварительного домашнего задания (Самотестирование по методике цветовых метафор) |
20 мая 2025 |
запись |
«Подготовка к проведению и 8-шаговый алгоритм анализа результатов психосемантической диагностики мотивации» |
|
23 мая 2025 |
с 18:00 до 21:15 |
Практическая отработка навыков анализа и обсуждения результатов методики. |
|
26 мая 2025 |
с 18:00 до 19:30 |
Демонстрация использования компьютерной программы Express для обработки результатов психо-семантической диагностики группового сознания |
|
2. Использование традиционного варианта методики репертуарных решеток Дж. Келли |
30 мая 2025 |
с 18:00 до 21:15 |
Демонстрация процедуры обработки, анализа и обсуждения результатов по материалам домашнего задания - самотестирования по традиционному варианту методики репертуарных решеток |
02 июня 2025 |
запись |
«Использование компьютерной программы PAST для обработки данных и факторного анализа для выявления личностных конструктов и получения карты семантического пространства как модели индивидуального сознания» |
|
05 июня- 2025 |
с 18:00 до 21:15 |
Практическая отработка навыков анализа и обсуждения результатов традиционного варианта методики репертуарных решеток |
|
09 июня 2025 |
с 18:00 до 19:30 |
Демонстрация процедуры обработки, анализа и обсуждения результатов по материалам домашнего задания с использованием компьютерной программы Osgood |
|
3. Использование модифицированного варианта методики семантического дифференциала |
12 июня 2025 |
с 18:00 до 21:15 |
Демонстрация процедуры обработки, анализа и обсуждения результатов по материалам домашнего задания - самотестирования по методике семантического дифференциала с помощью компьютерной программы Osgood |
16 июня 2025 |
с 18:00 до 19:30 |
Практическая отработка навыков анализа и обсуждения результатов методики. Форма заключения по результатам психосемантической диагностики |
|
20 июня 2025 |
с 18:00 до 19:30 |
Деловая игра «Подготовка методики, анализ и обсуждение результатов психосемантического обследования операторов энергоблоков Чернобыльской атомной электростанции». Психосемантическая диагностика трудовой мотивации и лояльности персонала. |