«Психосемантическая диагностика содержания сознания, отношений и мотивации»

Срок проведения:
Даты уточняются

Объем программы: 36 ак. ч.

Современная психодиагностика – раздел психологической науки и практики, который решает задачи разработки и использования методов выявления устойчивых индивидуально-психологических особенностей человека, включая его способности, темперамент и характер личности, динамичных психических состояний, а также содержания его сознания как системы представлений и отношений. Для того, чтобы иметь возможность обоснованно и всесторонне описывать, интерпретировать и прогнозировать деятельность человека, нам необходимо узнать, во-первых, как он реально ведет себя в различных ситуациях, во-вторых, что он про себя рассказывает, в-третьих, что он думает на самом деле, в том числе, о чем он молчит.

Содержание высказываний человека о себе, его декларируемые представления и отношения мы выявляем с помощью устного и письменного опроса – интервью и анкетирования, а также используя большинство личностных опросников. Однако далеко не всегда то, что человек говорит, соответствует тому, как он себя ведет и думает в действительности. Для выявления особенностей поведения человека мы не можем обойтись без наблюдения и использования объективных тестов, валидизированных по внешним критериям, к которым можно отнести ряд интеллектуальных тестов и личностных опросников типа MMPI. Проективные методы частично решают задачу выявления эмоционального состояния, бессознательных переживаний и потребностей, в значительной степени защищены от фальсификации со стороны клиента, его стремления что-то скрыть или изобразить, однако валидность многих проективных методов может вызывать сомнение, их интерпретация часто бывает субъективной и зависит от квалификации, теоретических знаний и практического опыта специалиста.

Для выявления содержания сознания, представлений и отношений, потребностей и мотивов человека наиболее пригодными показали себя методы психосемантической диагностики, основанные на анализе ассоциаций между понятиями в индивидуальном или групповом сознании. Классические технологии экспериментальной психосемантики в форме методик репертуарных решеток и семантического дифференциала были созданы американскими психологами Джорджем Келли и Чарлзом Осгудом еще в 50-е годы XX века. В 80-е годы советских психологов познакомили с психосемантическими методами исследования сознания московские психологи Александр Георгиевич Шмелев и Владимир Федорович Петренко.

Психосемантические методы основаны на математической модели сознания – многомерном пространстве, в котором субъективные оценочные признаки представлены в виде осей координат, различные понятия выражены точками с определенными координатами, а степень сходства, ассоциации между понятиями обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими точками. Процедура психосемантической диагностики заключается в оценке респондентом различных понятий с помощью набора шкал, вычислении координат понятий и расстояний между ними и построении карт интересующих нас фрагментов сознания. Игорем Леонидовичем Соломиным разработаны и используются компьютерные программы для глубинной психосемантической диагностики и анализа индивидуального и группового сознания. Разработаны также методики психосемантической экспресс-диагностики, не требующие для обработки компьютерных программ, что делает их наиболее удобными для консультирования клиентов.

Объем программы: 36 ак.ч..

Форма обучения: онлайн через программу ZOOM



ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНО ДОПОЛНЯЕТ ТРАДИЦИОННЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ, ИНТЕРВЬЮ И ТЕСТИРОВАНИЯ, ПОЗВОЛЯЕТ ВЫЯВЛЯТЬ:

  1. Содержание потребностей, ценностей, интересов и увлечений;
  2. Степень удовлетворенности потребностей;
  3. Отношение к прошлому, настоящему и будущему;
  4. Отношение к себе, удовлетворенность собой и уровень самооценки;
  5. Отношение к различным людям;
  6. Отношение к различным видам деятельности, в том числе, учебную, профессио-нальную и трудовую мотивацию;
  7. Отношение к различным кризисным событиям;
  8. Источники негативных переживаний;
  9. Вытесняемые из сознания образы, мысли и чувства.


В ПРОГРАММЕ:

  1. Прослушивание теоретического курса лекций
  2. Самостоятельное знакомство слушателей с литературой
  3. Самотестирование слушателей с помощью традиционного и модифицированного вариантов методики репертуарных решеток, модифицированного варианта методики семантического дифференциала, методики цветовых метафор
  4. Освоение компьютерных программ для обработки данных психосемантической диагностики
  5. Демонстрацию процедуры анализа и обсуждения с клиентами результатов психо-семантической диагностики
  6. Работу слушателей в парах и в тройках;
  7. Выполнение практических упражнений и домашних заданий с последующим обсуждением
  8. Выполнение итогового задания

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Раздел

Дата

Время

Тема

1. Психосемантическая экспресс-диагностика с использованием методики цветовых метафор

10 мая 2024

с 18:00 до 19:30

Демонстрация анализа и об-суждения результатов методики по материалам предварительного домашнего задания (Самотестирование по методике цветовых метафор)

11 мая 2024

запись

«Подготовка к проведению и 8-шаговый алгоритм анализа результатов психосемантической диагностики мотивации»

15 мая 2024

с 18:00 до 21:15

Практическая отработка навыков анализа и обсуждения результатов методики. Работа в группе и в подгруппах. Обсуждение результатов

20 мая 2024

с 18:00 до 19:30

Обсуждение результатов домашнего задания. Демонстрация использования компьютерной программы Express для обработки результатов психо-семантической диагностики группового сознания

2. Использование традиционного варианта методики репертуарных решеток Дж. Келли

22 мая 2024

 с 18:00 до 21:15

Демонстрация процедуры обработки, анализа и обсуждения результатов по материалам домашнего задания с использованием компьютерной программы PAST

24 мая 2024

запись

«Использование компьютерной программы PAST для обработки данных и факторного анализа для выявления личностных конструктов и получения карты семантического пространства как модели индивидуального сознания». Обработка собственных результатов методики с помощью программы PAST

29 мая 2024

с 18:00 до 21:15

Практическая отработка навыков анализа и обсуждения результатов методики. Работа в группе и в подгруппах. Обсуждение результатов

3. Использование модифицированного варианта методики семантического дифференциала

03 июня 2024

с 18:00 до 19:30

Демонстрация процедуры обработки, анализа и обсуждения результатов по материалам домашнего задания с использованием компьютерной программы Osgood

04 июня 2024

с 18:00 до 21:15

Практическая отработка навыков анализа и обсуждения результатов методики. Работа в группе и в подгруппах. Обсуждение результатов

07 июня 2024

с 18:00 до 19:30

Деловая игра «Подготовка методики, анализ и обсуждение результатов псиохосемантического обследования операторов энергоблоков Чернобыльской атомной электростанции»

4. Использование модифицированного варианта методики репертуарных решеток

10 июня 2024

с 18:00 до 19:30

 Демонстрация процедуры обработки и обсуждения результатов по материалам домашнего задания с использованием компьютерной программы Kelly

12 июня 2024

с 18:00 до 21:15

Практическая отработка навыков анализа и обсуждения результатов методики. Работа в группе и в подгруппах. Обсуждение результатов

Стоимость участия в программе
9 500 рублей

В день начала обучения 10 000 рублей

+ 1 промокод на 1000 рублей

Принять участие

Сомневаетесь?

Мы предлагаем ознакомительный доступ к программе первого дня совершенно бесплатно!

Оставить заявку или задать вопрос
Правила использования промокодов

1. Промокод действует только при следующей покупке

2. С помощью промокода можно оплатить до 50 процентов от стоимости программы

3. При использовании промокода все скидки и акции тоже суммируются

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Соломин Игорь Леонидович
Соломин Игорь Леонидович

Кандидат психологических наук, специалист в области:

  1. разработки и использования методов психологической диагностики профессионального потенциала, личности, содержания сознания и мотивации;
  2. консультирования по проблемам выбора профессии и профессиональной карьеры;
  3. психологической оценки профессиональной пригодности, трудовой мотивации и лояльности персонала;
  4. подготовки психологов, руководителей и специалистов кадровых служб и служб безопасности;
  5. психологических научных исследований по заказам государственных и частных организаций.

ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ ВЫ:

1. познакомитесь с теоретическими принципами, возможностями и ограничениями, историей возникновения и развития технологий психосемантической диагностики,

2. овладеете навыками подготовки и настройки методик психосемантической диагностики с учетом особенноетей личности, проблем и запросов клиентов, процедуры проведения обследования, сбора и обработки данных, в том числе, с помощью специализированных компьютерных программ, интерпретации полученных результатов и их обсуждения с клиентами.


Оставить заявку или задать вопрос
По окончании обучения студенты получают удостоверение о повышении квалификации установленного законодательством образца с внесением в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»
Лицензия на образовательную деятельность
Выписка из реестра