К сожалению, термин «невротические расстройства» постепенно перестают звучать в профессиональной среде как самостоятельный объект – вместо этого обсуждается помощь при конкретных синдромах и расстройствах: таких как тревожное расстройство, фобии, навязчивости и прочее.
Почему это проблема? Есть хорошее правило: «симптомы и синдромы неспецифичны заболеванию». На практике это означает, что, например, ОКР может быть проявлением различных заболеваний и расстройств – от собственно невротических расстройств, которые хорошо поддаются психотерапии, до проявления органического поражения головного мозга или шизофрении, которые требуют преимущественно медико-биологической терапии.
Таким образом, если мы все-таки говорим о специфике психологической помощи и психотерапии при различных заболеваниях и расстройствах, удобнее учитывать не специфику симптомов и синдромов, а сам характер расстройства и ведущие факторы, которые его определяют.
Смещение акцента с собственно «невротического расстройства» на отдельные его проявления создает и проблемы в оказании помощи – когда специалист концентрируется на симптомах, он теряет из вида значимые характеристики невротического расстройства: адаптационный характер симптома и вторичную выгоду расстройства.
Вторичная выгода – это использование симптома для решения проблем и задач в социальной сфере, которые человек не может решить более здоровым путем вследствие имеющегося у него внутриличностного противоречия (конфликта).
Пример: мужчина проживает с мамой и женой и, предположим, в один момент они решили поинтересоваться у него, кто из них для него важнее. Некоторым людям невозможно не только озвучить, но и совершить такой выбор, потому что особенности их воспитания не позволяют им выступать источником огорчения для близких, а кроме того ни с одной из них он не готов расстаться в случае предельного обострения конфликта.
Что он попытается сделать? Если получится – каким-то образом уйти от ответа, вплоть до избегания ситуаций, когда они могли бы собраться вместе. Но вечно избегать не получится, и если ситуация выбора будет неустранима, ему придется спасаться как-то иначе. Например, он может побледнеть и схватиться за сердце (и по ощущениям ему действительно будет неприятно). Они испугаются и перестанут задавать ему неудобные вопросы.
Для того, чтобы иметь возможность быть «человеком, которого нельзя беспокоить», симптом периодически необходимо поддерживать, и поскольку наш герой проделывает все это не специально (неосознанно), через какое-то время начнутся походы по врачам (которые ничего патологического в работе сердца не обнаружат) и по психологам – которые без необходимой в психотерапии невротических расстройств подготовки будут чистосердечно пытаться избавить его от кардиофобии. Поскольку симптом обслуживает решение вопроса с женой и мамой, если даже его каким-то образом устранить, на место утраченного симптома неизбежно придет другой.
Подготовленный специалист понимает, что если перед ним невротическое расстройство, значит проблема совсем не с сердцем и даже не со страхом, а с системой значимых отношений. Проведя специальную диагностику, он составит план помощи, в результате которого наш пациент осознает источник проблемы и сможет решить терзающий его вопрос более прямым способом. Поскольку в таком случае симптом станет ненужным, при разрешении сначала внутриличностного, а потом и внешнего социального конфликтов, симптом естественным образом пройдет.
Мы разработали полноценную образовательную программу, включающую в себя теоретический блок, практические занятия и рекомендации по дальнейшему изучению темы. Участие в данной программе поможет вам углубиться в вопросы психотерапии невротических расстройств и успешно применять полученные навыки в своей профессиональной деятельности.
Объём программы: 24 уч. часов.
Форма проведения: онлайн через программу ZOOM
Данная программа будет актуальна и полезна врачам-психотерапевтам, врачам-психиатрам, клиническим психологам, общим психологам, специалистам реабилитационных центров, а также студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов!
Бесплатная запись вебинара
«Расстройства личности или психопатии»
Преподаватель: Сиволап Юрий Павлович, д.м.н., профессор
Узнать подробнееВ ПРОГРАММЕ:
Данный раздел позволит слушателям получить современные знания о невротических расстройствах, их основных проявлениях (симптомах), видах невротических расстройств, причинах их возникновения, динамике состояния, прогнозах психотерапии и психологической помощи.
В учебном разделе будут рассмотрены вопросы диагностики невротических расстройств: позитивная и негативная диагностика, дифференциальная диагностика, диагностика типа невротического расстройства и вида интрапсихического конфликта.
Учебный раздел направлен на изучение цели, мишеней и принципов психотерапии невротических расстройств, основных этапов оказания помощи. Также Вы изучите особенности контакта и контракта в работе с пациентом с невротическим расстройством и основные применяемые в работе технологии психотерапии, что позволит Вам оказывать качественную помощь пациентам с невротическими расстройствами.
Данный модуль позволит вам узнать о современных техниках психотерапии и отработать их применение в формате тренинга навыков.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
Дата | Раздел | Пара | Тема |
---|---|---|---|
1 день | Современные представления о невротических расстройствах | 1 | Современные представления о невротических расстройствах |
2 | Виды невротических расстройств. Основные проявления невротических расстройств | ||
3 | Современные представления о диагностике невротического расстройства | ||
4 | Клиническая практика с пациентом с невротическим расстройством | ||
2 день | Стратегии и техники психотерапии невротических расстройств | 1 | Стратегии психотерапии невротических расстройств. Этапы терапии невротических расстройств |
2 | Коммуникация с пациентом с невротическим расстройством | ||
3 | Техники психотерапии невротических расстройств | ||
4 | Сложные случаи в терапевтической практике. Ответы на вопросы |