На сегодняшний день КПТ – одно из наиболее научно обоснованных и технологически выверенных направлений психотерапии, применяющееся в работе с широким рядом нозологий. В основе когнитивно-поведенческого метода лежит идея о том, что причиной психологических нарушений являются дисфункциональные паттерны мышления и поведения, изменяя которые можно существенно улучшить состояние клиента или пациента.
Программа составлена с учетом требований к подготовке современного КПТ терапевта и включает в себя освоение необходимой философии и теории метода, принципов коммуникации, стратегий работы (в рамках обозначенных типов проблем), формирования навыков проведения показанных техник и технических приемов.
Объём программы: 24 уч. часов.
Форма проведения: дистанционное обучение на платформе Zoom
Дата | Раздел | Пара | Тема |
---|---|---|---|
1 день | Философия когнитивно-поведенческой терапии | 1 | Теоретические и методологические основы КПТ, современное состояние КПТ |
2 | Ключевые понятия, термины и алгоритмы КПТ | ||
3 | Диагностика, концептуализация, план терапии и ее структура (дайджест) | ||
4 | Клиническая практика «Концептуализация КПТ на модели реального пациента» | ||
2 день | Основные положения и техники когнитивной и поведенческой терапии | 1 | Основные положения и принципы когнитивной терапии. Структура мышления и когнитивные конструкты |
2 | Когнитивная концептуализация и реструктуризация. Примеры техник и структура технологии | ||
3 | Поведенческая терапия: история и теоретические основания, основные подходы | ||
4 | Примеры техник, направленных на изменение поведения (десенсибилизация, практика наводнения, экспозиция, поведенческие эксперименты). Ответы на вопросы |
Когнитивно-поведенческое направление психотерапии к настоящему времени имеет длинную историю, включая историю развития отдельных методов терапии (поведенческие модели Э. Торндайка, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, А. Бандуры, когнитивные модели А. Эллиса и А. Бэка и др.), историю интеграции в целостное направление (когнитивно-поведенческое) не только на уровне отдельных техник, но и на уровне методологии, историю развития и переосмысления направления с заимствованием подходов из смежных психотерапевтических и философских систем (третья волна КПТ).
В настоящее время когнитивно-поведенческую психотерапию многие специалисты рассматривают как наиболее научно-обоснованное (т.е. имеющее наибольшее количество исследований, подтверждающих эффективность) и технологически выверенное направление психотерапии. Методы когнитивно-поведенческой психотерапии все чаще не только входят в арсенал современного психотерапевта, но и занимают в нем ведущее, если не единственное место.
Как многие модные тенденции в области психотерапии, когнитивно-поведенческое направление, увы, не избежало печальной славы «терапии всего». Так, в случае отсутствия у специалиста ориентации на клиническую практику, а порой и должной клинической подготовки, когнитивно-поведенческая психотерапия применяется без должного понимания границ и возможностей входящих в нее методов и техник.
Фактически, такая психотерапия становится «безграничной» и рассматривается своими носителями в качестве панацеи. К счастью, до тех пор, пока специалист удерживается в рамках консультирования, особого вреда нет. Но как только на прием приходят пациенты, требующие лечения, ситуация меняется! Любой метод имеет определенные ограничения и показания к применению в клинической практике. Методы когнитивно-поведенческого направления, несмотря на широкий спектр показаний, не исключение.
Серия циклов по когнитивно-поведенческой психотерапии, разработанная нашими преподавателями, поможет специалистам в области психологической и психотерапевтической помощи не только разобраться в современных представлениях о данном методе, но и освоить особенности применения этого высокоэффективного инструмента помощи к пациентам различных клинических групп на различных этапах лечения и реабилитации. Отдельной изюминкой выступят особенности применения когнитивно-поведенческой терапии при оказании помощи здоровым людям, а также особенности ее использования для точечного воздействия на отдельные мишени психотерапии.