Гештальт-подход обладает достаточно широким диапазоном применения в современной психологической/психотерапевтической практике, однако имеет свои ограничения и противопоказания в определенных ситуациях. Гештальт — это не только и столько техники и упражнения, сколько целостная методология и философия, это подход, опирающийся на базу: понятия «фигуры» и «фона», феноменология, теория поля, концепция Диалога, модель цикла контакта, парадоксальная теория изменений А.Бейссера, организмическая саморегуляция, концепции холизма и осознанности; и т.д.
Однако конкретная терапевтическая ситуация требует от специалиста ориентировки и применения дифференцированных приемов. Частная гештальт-терапия (применение при различных расстройствах и в определенных ситуациях) начинается со знания и использования консультантом технологий по выявлению и работе с чувствами (аффектами, переживаниями) клиентов и пациентов. Чувства — это «вход» в персональную ситуацию клиента, это маркер его значимых потребностей, которые удовлетворяются или не удовлетворяются. Именно хронически неудовлетворенные потребности, с точки зрения Гештальт-подхода, чаще всего приводят людей в психотерапию.
Чувства в гештальт-терапии могут исследоваться самые различные: тревога и страх, стыд, вина и обида, гнев, разочарование, грусть и пр. В рамках семинара подробно разбираются приемы работы с вышеперечисленными и иными переживаниями клиентов, с точки зрения базовой модели цикла контакта, проясняется, какие механизмы переживания цикла контакта лежат в основе формирования различных аффектов. В дальнейшем, встречая в работе со своими клиентами определенные чувства, слушатель семинара сможет использовать предложенные преподавателем терапевтические алгоритмы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Введение в частную гештальт-терапию. Работа с различными чувствами клиентов 18-19 октября 2025 г. | ||||
18 октября 2025 | Введение в частную гештальт-терапию | 1 пара | Введение, обсуждение запросов участников семинара. Зона применимости современного Гештальт-подхода, показания и противопоказания | Шарков К.С. |
2 пара | Демонстрационная сессия — 30–40 минут. Обсуждение — 20 мин. Комментарии преподавателя | |||
3 пара | Аффекты как маркер потребностей. Модель цикла контакта и механизмы прерывания. Работа с тревогой, страхом. Самостоятельная работа: работа в тройках — 30 минут, общий круг — 15 минут. | |||
4 пара | Работа с гневом, стыдом. Демонстрация, самостоятельная работа. Общий шеринг, ответы на вопросы. | |||
19 октября 2025 | Работа с различными чувствами клиентов | 1 пара | Работа с виной и обидой в гештальт-терапии. Феномен сомнения. Демонстрация, самостоятельная работа. | |
2 пара | Работа с грустью и разочарованием. Самостоятельная работа: работа в тройках — 45 минут, общий круг — 15 минут. | |||
3 пара | Демонстрационная сессия — 30–40 минут. Обсуждение — 20 мин. Комментарии преподавателя | |||
4 пара | Упражнение. Ответы на любые вопросы слушателей, касающиеся Гештальт-терапии. Финальный шеринг |