Запрос на нейропсихологическую помощь взрослым людям обусловлен демографическими причинами и развитием науки и медицины, достижения которых помогают спасти тысячи людей. Однако вместе с продолжительностью жизни человека растет и количество заболеваний, которым он подвергается. Полноценное восстановление после многих из них невозможно без участия нейропсихолога. О том, как использовать современные подходы в нейропсихологической диагностике, реабилитации и коррекции, какие и к какой категории пациентов инструменты применять, вы узнаете на нашем курсе.
Органические изменения головного мозга
Работа с нейропсихологом необходима пациенту с органическими изменениями головного мозга: последствиями черепномозговых травм, ишемических или геморрагических инсультов, опухолевых процессов, нейрохирургических операций. Контакт со специалистом особенно показан после выхода из острого состояния.
Онкологические заболевания
Пациенты с онкологическими заболеваниями — еще одна категория, которой важна нейропсихологическая реабилитация, прежде всего в тех случаях, когда проведенное оперативное вмешательство оставляет после себя фантомный болевой синдром. Нейропсихологическая реабилитация возможна в том случае, если фантомные боли психогенно обусловлены и возникли из-за сохранения схемы тела как некой части внутренней картины болезни. Следует отметить, что количество людей, страдающих онкологическими заболеваниями, по данным НМИЦ радиологии Минздрава России, увеличивается с каждым годом не только в нашей стране, но и во всем мире.
COVID-19
Потребность переболевших COVID-19 в работе с нейропсихологом пока остается под вопросом. Явные научно доказанные последствия влияния коронавируса на нервную систему не обнаружены. Между тем, некоторые переболевшие жалуются на ухудшение памяти и речи, на ослабление ориентации во внешней среде. На данный момент эти жалобы носят не системный, а эпизодический характер. За нейропсихологической помощью важно обратиться в том случае, если после COVID-19 наблюдаются расстройства гностических функций, которые нейропсихолог может рассмотреть автономно, безотносительного самой вирусной инфекции.
Расстройства гностических функций
Почвой для возникновения расстройств гностических функций могут стать уже названные ишемические и геморрагические инсульты, различные генетически предопределяемые заболевания нервной ткани, сопровождаемые утратой части нейронов, последствия тяжелых инфекционных заболеваний, в том числе менингита, энцефалита, стафилококковой инфекции.
Этиология заболеваний человека может быть различной. Главным показанием к обращению за нейропсихологической помощью служат расстройства конкретных высших психических функций. В обучении нейропсихологов их грамотной диагностике и реабилитации и заключается ключевая цель данного курса.
Объём программы: 144 уч. часов.
Форма проведения: дистанционное обучение на платформе Zoom
- - Нейропсихология — это раздел клинической (медицинской) психологии, изучающий мозговую основу психической деятельности и ее связь с различными уровнями организации головного мозга. Становление данной отрасли началось в 1920–1940-е гг. Автором первых отечественных нейропсихологических исследований был Л.С. Выготский — психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Он выдвинул ряд гипотез о развитии высших психических функций, о смысловом и системном строении сознания. Существенный вклад в дальнейшее их изучение внес вместе со своими учениками А.Р. Лурия — психолог, врач-невропатолог, доктор педагогических и медицинских наук. Им удалось не только систематизировать имеющийся теоретический материал, но и накопить и обработать фактические данные о роли лобных долей в формировании высших психических функций. На сегодняшний день в нейропсихологии существует несколько направлений, наиболее крупные из которых — клиническое и реабилитационное. Клиническая нейропсихология изучает нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга, а также их механизмы. Задачей реабилитационной нейропсихологии является восстановление утраченных или нарушенных психических функций и их компенсация.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
- 1. Введение в нейропсихологию.
- 2. Организация нейропсихологической помощи.
- 3. История становления нейропсихологии как науки.
- 4. Нейрон и его функции. Структурно-системная организация мозга.
- 5. Основные анатомические структуры мозга.
- 6. Нейромедиаторы. Медиаторные вещества, происхождение и химическая природа нейромедиаторов. Отдельные медиаторные системы, их локализация в структурах мозга и функции в регуляции поведенческих реакций.
- 7. Структурный фило- и онтогенез человека.
- 8. Структурно-функциональная модель работы мозга.
- 9. Нарушения ВПФ. Симптомы, синдромы, факторы.
- 10. Анализаторные системы и их нарушения. Болевые ощущения. Нейропсихология времени.
- 11. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения праксиса.
- 12. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения речи.
- 13. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения внимания.
- 14. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения памяти.
- 15. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения мышления.
- 16. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения эмоциональной сферы.
- 17. Функциональная асимметрия в нейропсихологии.
- 18. Нейропсихология пожилого возраста.
- 1. Мозг как объект диагностического исследования. Принципы нейропсихологической диагностики.
- 2. Протокол нейропсихологического обследования.
- 3. Диагностическое исследование (наглядно с комментариями и пробами).
- 4. Предварительные формы исследования (сбор анамнеза, метод беседы, метод наблюдения).
- 5. Исследование внимания.
- 6. Исследование зрительного гнозиса — предполагаемая локализация, основные пробы, проявление первичных нарушений, зрительный гнозис в норме, фактор, связанный с нарушением, и его выделение.
- 7. Исследование оптико-пространственного гнозиса.
- 8. Исследование слухового гнозиса и слухо-моторной координации.
- 9. Исследование письма и чтения, счета.
- 10. Исследование тактильных функций и стереогнозиса, схемы тела.
- 11. Исследование моторного, идеаторного и идеомоторного праксиса, динамического праксиса, конструктивного и пространственного праксиса.
- 12. Исследование речи: фонологическая, фонематическая, семантическая и артикуляторная функции.
- 13. Исследование памяти в нейропсихологической диагностике.
- 14. Исследование мышления и интеллектуальных процессов в нейропсихологии.
- 15. Оценка эмоциональной сферы в нейропсихологической диагностике.
- 16. Нейропсихологическая симптоматика при поражениях головного мозга (нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС — сосудистых болезнях, травмах головного мозга, опухолях, проявлениях соматических нарушений и др.).
- 17. Нейропсихологическая классификация и диагностика афазий, апраксий и агнозий.
- 18. Полушарные факторы, модально-неспецифические факторы, факторы межполушарного взаимодействия, общемозговые факторы, факторы, связанные с работой глубинных структур — как выделить, какими пробами или методами (наблюдения) отметить.
- 19. Ответы на вопросы.
- 1. Нейропсихологическая коррекция, реабилитация и восстановительное обучение. Принципы восстановительной деятельности в работе нейропсихолога.
- 2. МКФ.
- 3. Общие методы восстановительного обучения.
- 4. Восстановление речи при афазии.
- 5. Восстановление счета при акалькулии.
- 6. Восстановление гностических функций.
- 7. Преодоление расстройств конструктивной деятельности.
- 8. Преодоление нарушений схемы тела.
- 9. Практический подход к нейрореабилитации пациента — диалог с практиком-реабилитологом.
КТО МОЖЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПРОГРАММЕ?
Программа предназначена для клинических психологов, неврологов, реабилитологов, медицинских работников, педагогов, выпускников специалитета, бакалавриата и магистратуры по направлениям «Психология» и «Специальная психология» (дефектологи, логопеды, олигофренопедагоги и др.).
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОБУЧЕНИЕ?
Обучение включает в себя видео-презентации и аудиолекции с подробно представленными преподавателем темами, а также живые вебинары в программе zoom, на которых слушатели могут получить ответы на все интересующие вопросы по теме. Также будет изучение видеозаписи с демонстрацией работы специалиста.