Классическая нейропсихология. Нейропсихологическая диагностика. Методы нейропсихологической коррекции и реабилитации
Курсы повышения квалификации психологов

Классическая нейропсихология. Нейропсихологическая диагностика. Методы нейропсихологической коррекции и реабилитации

Срок проведения:
1 июля - 30 ноября 2025 г.

Объем программы: 144 ак. ч.

Курсы повышения квалификации психологов

Запрос на нейропсихологическую помощь взрослым людям обусловлен демографическими причинами и развитием науки и медицины, достижения которых помогают спасти тысячи людей. Однако вместе с продолжительностью жизни человека растет и количество заболеваний, которым он подвергается. Полноценное восстановление после многих из них невозможно без участия нейропсихолога. О том, как использовать современные подходы в нейропсихологической диагностике, реабилитации и коррекции, какие и к какой категории пациентов инструменты применять, вы узнаете на нашем курсе.

Органические изменения головного мозга
Работа с нейропсихологом необходима пациенту с органическими изменениями головного мозга: последствиями черепномозговых травм, ишемических или геморрагических инсультов, опухолевых процессов, нейрохирургических операций. Контакт со специалистом особенно показан после выхода из острого состояния.

Онкологические заболевания
Пациенты с онкологическими заболеваниями — еще одна категория, которой важна нейропсихологическая реабилитация, прежде всего в тех случаях, когда проведенное оперативное вмешательство оставляет после себя фантомный болевой синдром. Нейропсихологическая реабилитация возможна в том случае, если фантомные боли психогенно обусловлены и возникли из-за сохранения схемы тела как некой части внутренней картины болезни. Следует отметить, что количество людей, страдающих онкологическими заболеваниями, по данным НМИЦ радиологии Минздрава России, увеличивается с каждым годом не только в нашей стране, но и во всем мире.

COVID-19
Потребность переболевших COVID-19 в работе с нейропсихологом пока остается под вопросом. Явные научно доказанные последствия влияния коронавируса на нервную систему не обнаружены. Между тем, некоторые переболевшие жалуются на ухудшение памяти и речи, на ослабление ориентации во внешней среде. На данный момент эти жалобы носят не системный, а эпизодический характер. За нейропсихологической помощью важно обратиться в том случае, если после COVID-19 наблюдаются расстройства гностических функций, которые нейропсихолог может рассмотреть автономно, безотносительного самой вирусной инфекции.

Расстройства гностических функций
Почвой для возникновения расстройств гностических функций могут стать уже названные ишемические и геморрагические инсульты, различные генетически предопределяемые заболевания нервной ткани, сопровождаемые утратой части нейронов, последствия тяжелых инфекционных заболеваний, в том числе менингита, энцефалита, стафилококковой инфекции.

Этиология заболеваний человека может быть различной. Главным показанием к обращению за нейропсихологической помощью служат расстройства конкретных высших психических функций. В обучении нейропсихологов их грамотной диагностике и реабилитации и заключается ключевая цель данного курса.

Объём программы: 144 уч. часов.

Форма проведения: дистанционное обучение на платформе Zoom

Историческая справка
  • - Нейропсихология — это раздел клинической (медицинской) психологии, изучающий мозговую основу психической деятельности и ее связь с различными уровнями организации головного мозга. Становление данной отрасли началось в 1920–1940-е гг. Автором первых отечественных нейропсихологических исследований был Л.С. Выготский — психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Он выдвинул ряд гипотез о развитии высших психических функций, о смысловом и системном строении сознания. Существенный вклад в дальнейшее их изучение внес вместе со своими учениками А.Р. Лурия — психолог, врач-невропатолог, доктор педагогических и медицинских наук. Им удалось не только систематизировать имеющийся теоретический материал, но и накопить и обработать фактические данные о роли лобных долей в формировании высших психических функций. На сегодняшний день в нейропсихологии существует несколько направлений, наиболее крупные из которых — клиническое и реабилитационное. Клиническая нейропсихология изучает нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга, а также их механизмы. Задачей реабилитационной нейропсихологии является восстановление утраченных или нарушенных психических функций и их компенсация.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Основы нейропсихологии. Анатомо-физиологическая основа высших психических функций (ВПФ)
  • 1. Введение в нейропсихологию.
  • 2. Организация нейропсихологической помощи.
  • 3. История становления нейропсихологии как науки.
  • 4. Нейрон и его функции. Структурно-системная организация мозга.
  • 5. Основные анатомические структуры мозга.
  • 6. Нейромедиаторы. Медиаторные вещества, происхождение и химическая природа нейромедиаторов. Отдельные медиаторные системы, их локализация в структурах мозга и функции в регуляции поведенческих реакций.
  • 7. Структурный фило- и онтогенез человека.
  • 8. Структурно-функциональная модель работы мозга.
  • 9. Нарушения ВПФ. Симптомы, синдромы, факторы.
  • 10. Анализаторные системы и их нарушения. Болевые ощущения. Нейропсихология времени.
  • 11. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения праксиса.
  • 12. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения речи.
  • 13. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения внимания.
  • 14. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения памяти.
  • 15. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения мышления.
  • 16. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения эмоциональной сферы.
  • 17. Функциональная асимметрия в нейропсихологии.
  • 18. Нейропсихология пожилого возраста.
Нейропсихологическая диагностика в медицинской реабилитации
  • 1. Мозг как объект диагностического исследования. Принципы нейропсихологической диагностики.
  • 2. Протокол нейропсихологического обследования.
  • 3. Диагностическое исследование (наглядно с комментариями и пробами).
  • 4. Предварительные формы исследования (сбор анамнеза, метод беседы, метод наблюдения).
  • 5. Исследование внимания.
  • 6. Исследование зрительного гнозиса — предполагаемая локализация, основные пробы, проявление первичных нарушений, зрительный гнозис в норме, фактор, связанный с нарушением, и его выделение.
  • 7. Исследование оптико-пространственного гнозиса.
  • 8. Исследование слухового гнозиса и слухо-моторной координации.
  • 9. Исследование письма и чтения, счета.
  • 10. Исследование тактильных функций и стереогнозиса, схемы тела.
  • 11. Исследование моторного, идеаторного и идеомоторного праксиса, динамического праксиса, конструктивного и пространственного праксиса.
  • 12. Исследование речи: фонологическая, фонематическая, семантическая и артикуляторная функции.
  • 13. Исследование памяти в нейропсихологической диагностике.
  • 14. Исследование мышления и интеллектуальных процессов в нейропсихологии.
  • 15. Оценка эмоциональной сферы в нейропсихологической диагностике.
  • 16. Нейропсихологическая симптоматика при поражениях головного мозга (нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС — сосудистых болезнях, травмах головного мозга, опухолях, проявлениях соматических нарушений и др.).
  • 17. Нейропсихологическая классификация и диагностика афазий, апраксий и агнозий.
  • 18. Полушарные факторы, модально-неспецифические факторы, факторы межполушарного взаимодействия, общемозговые факторы, факторы, связанные с работой глубинных структур — как выделить, какими пробами или методами (наблюдения) отметить.
  • 19. Ответы на вопросы.
Нейропсихологическая реабилитация пациентов с органическими поражениями головного мозга
  • 1. Нейропсихологическая коррекция, реабилитация и восстановительное обучение. Принципы восстановительной деятельности в работе нейропсихолога.
  • 2. МКФ.
  • 3. Общие методы восстановительного обучения.
  • 4. Восстановление речи при афазии.
  • 5. Восстановление счета при акалькулии.
  • 6. Восстановление гностических функций.
  • 7. Преодоление расстройств конструктивной деятельности.
  • 8. Преодоление нарушений схемы тела.
  • 9. Практический подход к нейрореабилитации пациента — диалог с практиком-реабилитологом.

КТО МОЖЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПРОГРАММЕ?

Программа предназначена для клинических психологов, неврологов, реабилитологов, медицинских работников, педагогов, выпускников специалитета, бакалавриата и магистратуры по направлениям «Психология» и «Специальная психология» (дефектологи, логопеды, олигофренопедагоги и др.).

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОБУЧЕНИЕ?

Обучение включает в себя видео-презентации и аудиолекции с подробно представленными преподавателем темами, а также живые вебинары в программе zoom, на которых слушатели могут получить ответы на все интересующие вопросы по теме. Также будет изучение видеозаписи с демонстрацией работы специалиста.

Стоимость участия в программе
при оплате до 02 апреля 2025 г.

22 500 рублей

+ 1 промокод на 1000 рублей

*возможна рассрочка платежа

В день начала обучения 28 000 рублей

ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

Сомневаетесь?

Мы предлагаем ознакомительный доступ к программе первого дня совершенно бесплатно!

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ ИЛИ ЗАДАТЬ ВОПРОС

Правила использования промокодов

1. Промокод действует только при следующей покупке

2. С помощью промокода можно оплатить до 50 процентов от стоимости программы

3. При использовании промокода скидки и акции не суммируются.

КУРАТОР И ВЕДУЩИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Бизюк Александр Павлович
Бизюк Александр Павлович

Кандидат психологических наук, доцент, психолог, нейропсихолог, специальный психолог.

_______________

Основные сферы интересов: нейропсихология, экстремальная психология, патопсихология, психофизиология. Доцент кафедры общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова , доцент кафедры специальной психологии Института специальной педагогики и психологии, заведующий кафедрой общей и специальной психологии. Автор более 85 научных работ, учебников и методических пособий. Опыт работы более 49 лет.


Образование:

Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А.А. Жданова, факультет психологии. Квалификация: психолог. Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, аспирантура. Ученая степень: кандидат психологических наук.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

Царева Татьяна Олеговна
Царева Татьяна Олеговна

Семейный клинический психолог. Преподаватель кафедры клинической психологии и психологии личности Казанского федерального университета. Руководитель научно-практического центра клинической и нейропсихологии, а также супервизор и ведущая интервизорских групп.


Скалаухова Татьяна Сергеевна
Скалаухова Татьяна Сергеевна

Детский клинический (медицинский) и нейропсихолог. Преподаватель клинической психологии и нейропсихологии детей и подростков.


Малых Анастасия Сергеевна
Малых Анастасия Сергеевна

Специальный психолог, конфликтолог, нейропсихолог.

Кузьмина Алевтина Валерьевна
Кузьмина Алевтина Валерьевна

Педагог-психолог высшей категории, нейропсихолог. Преподаватель классической и детской нейропсихологии.


Поздняк Вера Владимировна
Поздняк Вера Владимировна

Врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии СПбГПМУ, кафедры психоневрологии ФП и ДПО СПбГПМУ.


БИЗЮК А.П. - ЛЕКЦИЯ "КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО. ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ"

ЗАВЕРШИВ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ, ВЫ СМОЖЕТЕ:

По окончании обучения студенты получают удостоверение о повышении квалификации установленного законодательством образца с внесением в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»

Лицензия на образовательную деятельность

Выписка из реестра


Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.