«Краткосрочная позитивная психотерапия» (известная также под названиями «ориентированная на решение краткосрочная терапия» (ОРКТ), в авторском названии – SFBT – Solution Focused Brief Therapy – Steve de Shazer) выросла из экспериментирования в ходе психотерапии, на основе развития идей гуманизма, позитивизма и конструктивизма.
Представляется, что SFBT недооценена, как профессиональным сообществом, так и людьми, ищущими профессионального содействия в разрешении своих проблем, соответственно.
И сегодня решение-фокусированный подход становится всё более востребован – всё больше людей понимают, чего хотят, и, в общем-то, умеют, однако в моменте никак не решаются – так сомнения сковывают!
Так что, фокус в работе на выработку альтернатив и обретение решимости на их воплощение, оказывается ключевым для исследования и изменения настроя что-то попробовать, меняя свою жизнь к лучшему.
«Мысли глобально – действуй локально!»
«Изменяй себя, не изменяя себе!»
И это всё о нём – о методе «бесед о решении» («solution talk»).
Именно так, почти все виды психотерапии протекают в беседах.
Однако далеко не каждый фокусируется на моменте принятия решения, тем более, как результате сессии и переживании человеком чувства авторства своей жизни, как итога курса терапии.
Наш подход особо выделяет ресурсы и усилия, ведущие к моменту принятия решения о пробе, применительно к разрешению актуальной ситуации, опирается на технические приёмы – тем и скоротечен!
Данная программа будет актуальна и полезна врачам-психотерапевтам, психологам, клиническим психологам, а также студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов, которые хотят освоить новый метод психологической помощи и психотерапии!
Объём программы: 72 уч. часов.
Форма проведения: дистанционное обучение на платформе Zoom
Основоположники SFBT – Стив де Шейзер (Steve de Shazer) и Инсу Ким Берг (Insoo Kim Berg) в США, Уайт (White М.) в Австралии, Эпстон (Epston D.) в Новой Зеландии, Т. Ахола и Б. Фурман (Ahola Т., Furman В.) в Финляндии.
Среди отечественных специалистов, развивающих КППт в России, ярко выделяется фигура А.М. Ялова.
Анатолий Михайлович – носитель метода, не только обосновал возможность его применения при лечении невротических расстройств (неврозов), но и активно сотрудничал с Беном Фурманом (даже вернее, активно его подталкивал) при издании в России его известного психотерапевтического бестселлера «Краткосрочная позитивная психотерапия» (2000), выступив автором предисловия и научным редактором.
А.М. Ялов первым начал преподавание КППт (имеющей также и другое название — «solution talk» – «беседа о решении») в нашей стране и продолжает готовить специалистов в очном формате.
С напутствием Анатолия Михайловича и я предлагаю специалистам подготовиться в этом замечательном методе в дистанционном формате и широко использовать его в своей профессиональной деятельности, где бы ни работал специалист.
Р-ФП – не панацея, однако опирается на универсальность – всем, всегда и во всём требуется принимать решения! И лучше это делать через обсуждение, чем наобум – семь раз отмерь – один отрежь. Ну, а уж, взявшись, сделай.
Клиент в решение-фокусированном подходе – это человек, претерпевающий затруднения (страдания) в связи с возникшей сложной жизненной ситуацией, и, что ключевое – ищущий новых подходов к её разрешению.
Уже в этом понимании клиента отражается потенциал человека, который может быть актуализирован в ходе психологической работы.
Решение-фокусированный терапевт видит затруднения человека в утрате доступа к ресурсам, которые необходимы для разрешения возникшей сложной ситуации, и целью творческого поиска в процессе сотрудничества с клиентом – обретение доступа к ресурсам, позволяющим реализовать желаемую и реалистичную ближайшую цель.
Именно поэтому метод опускает исследование причин проблем и сосредотачивается на грядущем, на альтернативах, возможных решениях, в области перспектив, в зоне ближайшего развития человека.
Потому и применимость подхода безмерно широка.
Предполагается, что утрата доступа к ресурсам может произойти по разным причинам, например, под действием сильнейшего удара, выбивающего человека из седла или череды ударов судьбы на протяжении некоторого периода, однако, что важно, так это понимание происходящего и отношение к происходящему, что может быть закодировано человеком под соответствующим названием.
В этом подходе терапевт не стремится к установлению диагноза, и потому ему требуется не столько сбор анамнеза, сколько знакомство с личной историей человека, его отношением к ней, и к себе самому, как её герою и автору, и исследование доступности ресурсов клиента для реализации им желаемых и реалистичных целей.
А перед будущим мы все равны, так что, это и обусловливает паритетный стиль взаимодействия.
SFBT отличает:
- - паритетность, как основное условие для продуктивного взаимодействия, рассмотрение клиента, как автора своей истории;
- - глубокий и искренний интерес к собеседнику и ориентация на будущее;
- - опора специалиста на интуицию профессионала;
- - глубокая вера в потенциал человека, гуманизм,
- - позитивный, саногенный подход к пониманию человека и организации им своей активности в окружающей действительности;
- - принципиальное значение стремлений и связей человека с опорами по жизни;
- - признание особого значения социального фактора – текущее ближайшее окружение, как важнейшее условие реализации замыслов – когда один в поле – путник, то, кто его спутники, попутчики, кто смотрит ему вслед и с каким напутствием, как это влияет на клиента?
- - направленность терапии на осознание личностно-значимых целей, альтернативных возможностей и пробуждение решимости к пробам, формирование достаточного опыта преодоления и совладания с тяготами жизни, копингов, механизмов саморегуляции, доброго отношения к себе и понимания своих ресурсов, себя, людей, жизни…
- - Решение-фокусированный подход придает большое значение не столько отдельным техническим приемам, сколько специфическому взаимодействию равных партнёров – собеседников, в созданной и поддерживаемой терапевтом особой атмосфере, которую можно было бы охарактеризовать простыми словами – доброе и теплое отношение, мягкий юмор, глубокая вера в человеческий потенциал и стремление к самореализации с опорой на ресурсы.
- - Подход, возведённый в принцип – «в любых условиях что-то сделать, чем-то помочь»!
- - Наше предложение клиенту в духе его запроса – «И теперь нам с Вами предстоит подумать, поискать другие подходы к разрешению этой проблемы».
- - Всегда в контексте актуальной ситуации клиента.
- - При этом акцент на личности клиента, раскрытии её потенциалов, способности клиента творчески перерабатывать возникшую ситуацию и отыскивать подходящее решение, которое невозможно не реализовать!
Проблемы на работе, конфликты в семейных и дружеских отношениях, затруднения в попытках выстроить личные близкие отношения, в самореализации, ограничивающие убеждения, негативные установки, кризис, переживание жизненного тупика – так звучат наиболее распространенные запросы психологам в последние годы.
А если добавить ещё и ряд клинических синдромов и расстройств, о которых люди узнают отзывы компетентных экспертов, становится совсем печально.
В медицине издавна принята патерналистская модель взаимоотношений, в которой пациенту отводится роль слепого котёнка, неукоснительно исполняющего волю врача, который берёт на себя роль заботливого родителя.
Такая модель отнюдь не способствует развитию ответственности пациента, лишает его инициативы и воли, способствует формированию беспомощности, а в случае тяжёлых хронических заболеваний, появления переживания отчаяния и депрессии, как вторичного синдрома, реакции на известие о неизлечимой болезни.
Сегодня, несомненно, вследствие вынужденной социальной изоляции 2019-2022, количество обращений за помощью, существенно выросло.
Немало поводов к тому придала и сложнейшая социо-культурная, политическая и экономическая ситуация, сложившаяся с конца зимы 2022г.
В этих условиях краткосрочная позитивная психотерапия является едва ли не ведущим подходом, когда важно регулировать тревогу, обратившись к выстраиванию грядущего, в целом определять свою жизнь, чувствуя себя её автором, мысля глобально и действуя локально.
Краткосрочная позитивная терапия обращает клиента к его актуальным близким целям, в контексте личных нужд и с мягкой поддержкой выводит на понятный результат, делая это в кратчайшие сроки.
Используя на практике основные идеи и положения решение-фокусированного подхода, специалисты обучаются умелому применению конкретных приёмов и базовых техник работы с клиентами в современных условиях, конкретных терапевтических ситуациях.
Постигнув философию подхода, специалист сумеет легко интегрировать опробованные на себе техники в свои привычные и действенные инструменты терапии.
Грамотно выстроенная коммуникация полезна не только клиенту, но и самому специалисту, помогая в профилактике выгорания и формирования перспектив профессионального и личностного развития.
Один только переход от обсуждения истории проблемы и постановки диагноза (обсуждения в клинической терминологии) на язык решения, через применение техники хороших наименований, уже даёт новый взгляд на сложившуюся проблемную ситуацию, порождая ощущение возможностей, большего понимания в контексте истории развития человека в своей жизни.
Для работы с разнообразными случаями разработаны специальная схема и инструментарий. Овладев им, можно вывести свою практику на качественно новый уровень.
Особое внимание в подготовке уделяется настрою личности терапевта, его способности осознавать и опираться на собственные мотивы и стремления, активно формировать положительное отношение к клиенту, всячески поддерживать его стремление изменять ситуацию к лучшему, творчески изыскивать ресурсы в его актуальной жизненной ситуации и активно привлекать их для реализации конструктивных целей.
Освоив данную программу, специалист сможет оперативно проводить общую оценку текущего психо-эмоционального состояния и характерных настроев личности клиента, определять локусы контроля, выдвигать гипотезы, переформулируя проблемную ситуацию в историю личностных испытаний и, находя доступные ресурсы, заинтересовывать клиента в трансформации своего настроя по отношению к актуальной ситуации, к своему положению, к себе, близким людям, к жизни, к её светлым перспективам.
Подготовка выстроена на разборе практических кейсов, техники краткосрочной позитивной терапии можно интегрировать в практику уже в процессе обучения!
Подготовка в сотрудничестве с коллегами позволит сформировать добрые и продуктивные взаимоотношения, перенести их в свою повседневную профессиональную деятельность, улучшая качество работы, привлекая коллег к сотрудничеству по конкретным случаям (интервизии и супервизии, консилиумы и опора на бригадный подход в работе).
В целом, Р-ФП применим, как в клинике, так и за её пределами, в широкой социальной практике взаимодействия и общения людей.
Что характерно, для изучения, освоения и эффективного применения метода отнюдь не требуется предварительная профессиональная подготовка и богатый жизненный опыт.
При наличии этого, это может стать преимуществом, однако наличие вовсе не обязательно.
Так, и юноши и девушки, овладев приёмами и техниками, могут найти пользу в изменившемся общении с родителями и сверстниками, при разрешении сложных вопросов бытия.
Тем более, такую пользу обретают родители, обременённые ответственностью за воспитание и развитие детей, врачи за терапию своих пациентов, психологи при взаимодействии с клиентами.
Так, участники прежних наборов – молодые люди, делающие первые шаги в помогающих профессиях – психолога, психотерапевта, социального работника, воспитателя, тренера, педагога, менеджера по развитию персонала, тим-лидера…
Кроме этих молодых, горячих, инициативных ребят, среди участников были и профессионалы с профессиональным стажем от 10 и более лет.
Если для первых, Р-Ф подход стал хорошим стартом в профессии, то для вторых существенно дополнил и так солидный профессиональный багаж, стал его украшением.
Итак, метод краткосрочен – для достижения краткосрочного результата – принятия пробного решения относительно текущей ситуации, может быть достаточно и одной сессии, в некоторых случаях пяти.
Именно этот эффект показывается в демонстрационных сессиях.
При работе в развёрнутом режиме терапевтический эффект будет иным – обретение чувства авторства своей жизни, принятие ответственности на себя, оптимальное применение локусов контроля, выстраивание жизни на перспективу.
Стойкость эффекта будет тем более выражена, чем глубже человек проникается идеями, на которых стоит решение-фокусированный подход.
Метод позитивен – отталкивается от данности и, опираясь на имеющееся в наличии, без иллюзий, с поддержкой и верой в потенциал личности, выстраивает возможную альтернативу сложившимся обстоятельствам.
На выходе из краткосрочной позитивной терапии, человек находит себя обновлённым, чувствует обоснованную надежду, с азартом берётся за свою жизнь, за её обустройство к лучшему.
Поэтому, метод показан в случаях кризисных состояний, трудных жизненных ситуаций, затяжных периодов сомнений и выборов, в случаях претерпения трудных и сложных испытаний, других напастей, невротических расстройств, и просто, когда нужно с кем-то поговорить, обсудить сложную тему.
Свежее объёмное видение, ощущение ресурсности, готовность двигаться вперёд является итогом и наградой прохождения курса терапии в стиле КППт
Подход может быть недостаточно эффективен в случаях затруднения общения, обусловленных культурой и уровнем развития, глубокой степенью патологии.
✔ Данный раздел позволит слушателям освоить теоретические основы и отработать технические приемы решение-фокусированного подхода в психотерапии. В программе раздела предусмотрены часы лекционных занятий, тренинг технический приемов и отдельные часы супервизии под руководством преподавателя
✔ Метод практически не имеет противопоказаний и применим к большинству запросов Ваших клиентов и пациентов.
✔ Метод достаточно структурирован, что позволит освоить его, имея «за плечами» минимальную теоретическую подготовку в психотерапии и не требователен к практическому опыту. Соответственно, с этого метода легко начинать частную практику в психологическом консультировании!
О✔ бразовательная программа предполагает регулярные поддерживающие встречи от преподавателя, для того чтобы Вы могли потренировать навыки SFBT, а также получить супервизию по поводу Ваших случаев. Это позволит максимально быстро и уверенно интегрировать метод в реальную практику.
Клинический психолог, имеет большой опыт в кризисном телефонном консультировании, системной семейной психотерапии, семейных расстановках, SFBT, клиент-центрированной психотерапии, интегративной гипнотерапии, тренинге, супервизии, балинтовских группах, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
Дата |
Время |
Содержание |
11 мая 2025 г. |
10:00 – 11:30 |
Сложные, особые случаи (семья в горевании по утрате) |
Оценка состояния членов семьи и функционирования семьи, определение и распределение ресурсов, реорганизация семьи, выбор стратегии и тактики – признание проблем и приглашение к процессу понимания, переживания, определения личных целей и малых задач. Контракт |
||
11:45 – 13:15 |
Беседа об актуальном, постановка задачи по формированию образа ближайшей перспективы |
|
14:00 – 15:30 |
Техника «Знаки улучшений» при взаимодействии с горюющей семьёй |
|
15:45 – 16:45 |
Тренинг ТЗУ |
|
16:45 – 17:00 |
Вечерний шеринг. |
|
13 мая 2025 г. |
19:30 – 21:00 |
Групповая супервизия |
18 мая 2025 г. |
10:00 – 11:30 |
Семья в кризисе – семья вчера, сегодня, завтра. Ко-терапия |
Работа с сильными чувствами и поиск основ для надежды. Формирование конструктивного взаимодействия и сотрудничества между членами семьи. Побуждение к действиям по договорённостям – от вероятного к реальному |
||
11:45 – 13:15 |
Тренинг |
|
14:00 – 15:30 |
Техники жизненного опыта и «Проблема, как учитель» |
|
15:45 – 16:45 |
Тренинг |
|
16:45 – 17:00 |
Вечерний шеринг. |
|
20 мая 2025 г. |
19:30 – 21:00 |
Групповая супервизия |
25 мая 2025 г. |
10:00 – 11:30 |
Особенности семейной терапии в Р-ФП индивидуально |
Техника работы с личностными отношениями в роду |
||
11:45 – 13:15 |
Тренинг |
|
14:00 – 15:30 |
Исследование и развитие возможностей социальной сети клиента. Техника «Воспоминание из будущего» |
|
15:45 – 16:45 |
Взаимодействие коллег, бригадность |
|
16:45 – 17:00 |
Подведение итогов курса. |
|
29 мая 2025 г. |
19:30 – 21:00 |
Групповая супервизия |