Бывает — проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить, и трудиться;
но к завтраку это проходит
И. Губерман
Мое знакомство с темой началось на одной из конференций, где на панельной дискуссии на очень высоком уровне поднимался вопрос «можно ли проводить психотерапию не мотивированному пациенту?» С каждой из сторон участвовали мэтры и как я понял выжимку из их баталии, суть оказалась простой – психотерапию, конечно, нет. Но помочь можно.
Тем не менее, отсутствие науки не отменяет практику. Теории мотивов существуют, существуют и прикладные схемы их применения. Чаще всего они полезны, когда имеешь дело с человеком, который с одной стороны явно себе вредит (своими привычками, бездействием, расстановкой приоритетов), с другой не хочет или не может измениться.
В моей практике я чаще всего применяю эти технологии в работе с зависимыми, хотя на самом деле я бы рекомендовал их всем, кто так или иначе имеет дело с людьми и имеет задачу побудить их к изменениям.
Люди на самом деле неплохи, они упорствуют в своих привычках по многим причинам:
- 1. Не знают, что вообще можно по-другому.
- 2. Не уверены, что «по-другому» будет хорошо именно для них.
- 3. Не знают, как технически совершить изменения и где взять на это силы.
- 4. Не уверены, что не бросят «на полпути».
Бесполезно решать все вопросы сразу. Если Вы хотите найти годный, пусть и клишированный образец мотивационной интервенции, вспомните образ «свидетелей Макаронного Монстра» из анекдотов:
- - Тук-тук. «Не хотите узнать о Господе нашем?»
- - «Нет, не хотим».
- - «Хорошо, мы придем позже».
И приходят. В какой-то момент, в определенном состоянии разговор таки состоится. Консультант тоже действует мягко, «на кошачьих лапках», более того, консультант понимает, как организовать этот самый момент, когда разговор возможен и информация будет услышана.
Мотивационная интервенция не имеет ничего общего с насилием, запугиванием, побуждением и «подстегиванием». Она идет изнутри и не угасает с течением времени.
Если в Вашей практике есть клиенты и пациенты, которым нужно внешнее участие для возвращения на добрый для себя путь, технология мотивационной интервенции сильно облегчит Вам работу.
А. Климов
Объём программы: 24 уч. часов.
Форма проведения: zoom-конференция
✔ Теоретические основы мотивационной интервенции.
✔ Основные принципы и этапы мотивационной интервенции.
✔ Техники формирования альтернатив и их разрешение.
✔ Техники планирования и поддержки.
Учеба без отрыва от жизни: мы специально планируем занятия в вечернее время на протяжении длительного срока, чтобы обучение на наших программах не требовало от Вас менять привычный образ жизни и было максимально комфортным даже для слушателей с жестким, насыщенным графиком.
Между встречами Вы имеете достаточно пространства для отработки полученных навыков, чтения литературы, общения с коллегами и преподавателями в специально организованных чатах, что позволит качественно и поэтапно интегрировать обучение в реальную практику
УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
Дата |
Раздел |
Пара |
Тема |
21 апреля 2025 |
Теоретические основы мотивационной интервенции |
1 пара 18:00-19:30 |
Основные теории мотивации в психологии |
2 пара 19:45-21:15 |
Психология позитивных изменений (Дж. Прохазка, Дж. Норкросс, К. Ди Клименте). |
||
22 апреля 2025 |
Основные принципы и этапы мотивационной интервенции |
3 пара 18:00-19:30 |
Основные правила коммуникации и принципы мотивационной интервенции. |
4 пара 19:45-21:15 |
Этапы мотивационной интервенции |
||
23 апреля 2025 |
Техники формирования альтернатив и их разрешение |
||
1 пара 18:00-19:30 |
Психообразование в мотивационной интервенции |
||
2 пара 19:45-21:15 |
Формулирование и разрешение альтернатив |
||
24 апреля 2025 |
Техники планирования и поддержки |
3 пара 18:00-19:30 |
Планирование в мотивационной интервенции |
4 пара 19:45-21:15 |
Инициация. Поддержка изменений |