Любой психолог в своей практике, независимо от места и профиля его работы, будь то сфера образования, бизнеса, социального обслуживания и др., может встретиться как со здоровыми людьми, решающими свои жизненные проблемы, так и с клиентам, психическое здоровье которых не вписывается в критерии нормы… Ситуации при этом могут быть разными: случается, что люди, обращающиеся за консультацией или, к примеру, коучингом, сами не вполне догадываются о собственном нездоровье, считая имеющиеся у них симптомы результатом стресса, временными нарушениями, чем-то не требующим внимания. А бывает, что клиенты уже имеют психиатрический диагноз, о котором забывают сообщить специалисту, не считают его важным или намеренно не хотят оглашать.
В этом случае специалист рискует попасть в сложную ситуацию: психологические технологии, применяемые по отношению к здоровым людям, с людьми нездоровыми в лучшем случае оказываются неэффективными, а в худшем — способны навредить им, вызвав декомпенсацию и значительное ухудшение состояния.
Если же психолог работает в медицинском учреждении, особенно специализированного психиатрического профиля, важность знаний в области психиатрии вообще не подлежит сомнению. Профессионал, выполняющий свою работу в этих условиях, должен уметь не только диагностировать психопатологию клинико-психологическими и экспериментально-психологическими методами, но и разграничивать нарушения, вызванные психическим расстройством, от иных проблем, а также понимать и учитывать влияние на результаты обследования принимаемых больным психофармакологических препаратов.
Следует отметить, что знания в области психиатрии могут пригодиться не только психологам и врачам-психиатрам, психотерапевтам и наркологам. Врачи других специальностей (неврологи, терапевты, педиатры, семейные врачи, эндокринологи и др.) также должны быть хорошо осведомлены о проявлениях психических расстройств, путях маршрутизации таких пациентов, побочных эффектах лекарственных средств на соматическое здоровье, а также принципах полипрофессионального бригадного взаимодействия.
Объём программы: 72 уч. часов.
Форма проведения: дистанционное обучение через программу ZOOM
Вы узнаете об определении степени благополучия человека, которая может стать либо основой его эффективного функционирования в различных сферах жизни, либо привести к негативным последствиям. Вы познакомитесь с проявлениями расстройств психики и овладеете понятийным аппаратом психиатрии. Благодаря этому вы сможете, глядя на пациента или клиента, видеть грань между нормой и патологией в сфере психического здоровья.
Данный раздел познакомит вас с методами обследования психически больных, регистрами психических расстройств и конкретными психическими заболеваниями. Знание последовательности проведения клинической диагностики и симптоматики различных нарушений поведения человека позволит вам распознавать самые сложные психические расстройства.
Вы познакомитесь с современными группами психотропных препаратов, показаниями к их назначению, реакцией организма человека на их применение в различных периодах, их прямыми и побочными эффектами, в том числе влиянием на психические функции. Отдельным пунктом программы станет обсуждение путей решения таких важных проблем, как профессиональное выгорание и взаимодействие между собой смежных специалистов при работе в полипрофессиональной бригаде.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Раздел | Дата | Время | Пара | Тема |
---|---|---|---|---|
Общая психопатология | Дата уточняется | 10:00 - 11:30 | 1 | Организация психиатрической помощи в РФ. Юридические основы. |
11:45 - 13:15 | 2 | Методы обследования психически больных. Классификация психических расстройств. | ||
14:15 - 15:45 | 3 | Общая психопатология. Понятийный аппарат психиатрии. Расстройства ощущений, восприятий и представлений. | ||
16:00 - 17:30 | 4 | Расстройства памяти и интеллекта. Расстройства мышления. | ||
Дата уточняется | 10:00 - 11:30 | 1 | Эмоциональные расстройства. | |
11:45 - 13:15 | 2 | Волевые расстройства. Психомоторные расстройства. | ||
14:15 - 15:45 | 3 | Нарушения сознания и самоосознания. Нарушения личности. | ||
16:00 - 17:30 | 4 | Клинический разбор пациента. | ||
Частная психиатрия | Дата уточняется | 10:00 - 11:30 | 1 | Методы обследования психически больных. Классификация психических расстройств. |
11:45 - 13:15 | 2 | Клиническое интервью. История болезни. | ||
14:15 - 15:45 | 3 | Представление о регистрах психических расстройств. Биопсихосоциальная парадигма. Теория стресс-диатеза. | ||
16:00 - 17:30 | 4 | Неврозология. Позитивная и негативная диагностика неврозов. Невротическая симптоматика. Истерический невроз. Обсессивно-компульсивный невроз. Неврастения. | ||
Дата уточняется | 10:00 - 11:30 | 1 | Психосоматозы по Александеру и Сифнеосу. Алекситимия. | |
11:45 - 13:15 | 2 | Акцентуации характера. Парадигма А.Е. Личко. Расстройства лисности по МКБ-10. Концепция П.Б. Ганнушкина. | ||
14:15 - 15:45 | 3 | Пограничное расстройство личности. Нарциссическое расстройство личности. | ||
16:00 - 17:30 | 4 | Клинический разбор. | ||
Основы биологической терапии | Дата уточняется | 10:00 - 11:30 | 1 | Нарушения и расстройства пищевого поведения. Коморбидность с расстройствами личности. |
11:45 - 13:15 | 2 | Органическая патология ЦНС различной этиологии. Психопатологические проявления. Расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ. | ||
14:15 - 15:45 | 3 | Расстройства шизофренического спектра. Неврозоподобная шизофрения. | ||
16:00 - 17:30 | 4 | Расстройства аффективного спектра. Большое депрессивное расстройство. Биполярное аффективное расстройство. Маскированная депрессия. | ||
Дата уточняется | 10:00 - 11:30 | 1 | Клинический разбор. | |
11:45 - 13:15 | 2 | Механизмы работы с профессиональным выгоранием: бригадное взаимодействие, личная терапия, индивидуальная и групповая супервизия, балинтовская группа, обучение и дидактическое консультирование, клинические и психотерапевтические разборы. Форматы взаимодействия психолог/психиатр. | ||
14:15 - 15:45 | 3 | Виды биологической терапии в психиатрии. Основные группы препаратов. Некоторые алгоритмы и общие закономерности. | ||
16:00 - 17:30 | 4 | Нейролептики. Антидепрессанты. Нормотимики. Транквилизаторы. |