Короткий протокол когнитивно-поведенческой терапии расстройств пищевого поведения КБТ-10 (10 встреч) Гленна Уоллера (Великобритания) 24.ак.ч
«Если мы научим клиента делать эту терапию самостоятельно, у него будет 146 часов терапии в неделю вместо одного» Гленн Уоллер
Когнитивно-поведенческая терапия на данный момент считается самым эффективным методом помощи людям, страдающим расстройствами пищевого поведения. Однако, иногда применение относительно длительных протоколов КПТ (например, КБТ-У К. Фейрберна, 20–40 сессий) неэкономично или вовсе невозможно. В этих случаях протокол Г. Уоллера (КПТ-10 для пациентов с РПП без выраженного дефицита массы тела) является отличным решением, позволяющим клиенту получить такую же эффективную, доказательную, но менее дорогостоящую помощь, а специалисту – охватить большее количество пациентов.
КПТ-10 направлен на работу с основными симптомами РПП и профилактику рецидивов. Основные цели терапии – нормализация питания, прекращение перееданий и компенсаторного поведения (вызывание рвоты, использование слабительных и мочегонных средств или дополнительной физической нагрузки), формирование адекватных когнитивных убеждений о связи питания и веса, восстановление нормальной массы тела, принятие тела, обучение клиентов способам решения эмоциональных и межличностных проблем.
Протокол имеет четкую, понятную последовательность, в то же время позволяя гибко подстраивать терапию под потребности конкретного клиента. КБТ-10 построен на использовании ингибиторного научения (современный взгляд на применение экспозиции) и поведенческих экспериментов. Это быстрая «терапия действием».
Отслеживание результатов пациентов происходит после каждой сессии протокола, что существенно облегчает понимание того, что делает специалист, повышает мотивацию клиента и эффективность терапии в целом.
Зачем этому учиться?
- Краткосрочный и экономичный протокол лечения РПП при помощи нетривиального применения методов когнитивно-поведенческой терапии.
- Может применяться начинающими специалистами при четком и последовательном соблюдении принципов и структуры (под регулярной супервизией).
- Позволяет предоставить эффективный и менее дорогостоящий формат когнитивно-поведенческой терапии большему количеству клиентов, страдающих от нарушений и расстройств пищевого поведения.
- Основан на большом количестве исследований, обладает доказательной эффективностью.
- Все необходимые для структурированной и эффективной работы материалы: опросники, чек-листы, гайды по рациональному питанию, раздаточные материалы для клиентов, ссылки на доказательную базу.
Время |
05 июля 2025 г. |
6 июля 2025 г. |
2 августа 2025 г. |
Преподаватель |
10:00-11:30 |
Теория. |
Теория. |
Теория. |
|
Введение в КБТ-10. Показания и противопоказания. Доказательная база. Основные принципы КПТ, используемые в протоколе. Структура и особенности "быстрой" терапии РПП. Использование контрольных списков. |
Фаза 2. Работа с «тревожной» едой и пищевыми правилами. Планирование работы с эмоциональными триггерами и образом тела (Фазы 3 и 4) |
Фаза 5. Профилактика рецидивов. План преодоления регресса. Подготовка клиента к двум контрольным сессиям. Особенности и проведение контрольных сессий после окончания терапии. |
Белая Е.А. |
|
Практика. |
||||
Планирование поведенческих экспериментов для проверки иррациональных убеждений о связи «еда-вес». Особенности применения когнитивной реструктуризации в КБТ-10 |
||||
11:30-11:45 |
Перерыв |
Перерыв |
Перерыв |
|
11:45-13:15 |
Теория. |
Теория. |
Теория. |
|
Критическая первая сессия. Сбор анамнеза, уточнение диагноза и подготовка клиента к терапии. Мониторинг прогресса. Использование опросников ED-15 и DASS. Навыки терапевта. Терапевтическая позиция и специфика альянса клиент-терапевт в КБТ-10. |
Фаза 3 Работа с эмоциональными и когнитивными триггерами. |
Основные ошибки начинающих терапевтов при использовании КБТ-10 и способы их преодоления. Регулярная интервизия и супервизия. |
Белая Е.А. |
|
Практика. |
||||
Эмоциональная экспозиция и техника задержки. Техники ДБТ для снижения эмоциональной реактивности. |
||||
13:15-14:15 |
Обеденный перерыв |
Обеденный перерыв |
Обеденный перерыв |
|
14:15-15:45 |
Теория. |
Теория. |
Практика. |
|
Фаза 1. Исправление иррациональных когнитивных убеждений о связи "еда-вес" при помощи экспозиции и поведенческих экспериментов. Особенности работы с тревогой о питании и наборе веса. Базовые принципы нормального пищевого поведения (гайд по питанию REAL). Особенная четвертая сессия: оценка прогресса и принятие решения о продолжении терапии. |
Фаза 4 Работа с образом тела. Истоки негативного образа тела и основные формы поведения, его поддерживающие. Терапевтические мишени. Обучение клиентов самопомощи. |
Разбор практических кейсов обучающихся с акцентом на работу с образом тела |
Белая Е.А. |
|
15:45-16:00 |
Перерыв |
Перерыв |
Перерыв |
|
16:00-17:30 |
Практика. |
Практика. |
Практика. |
|
Анализ текущего питания клиента. Техника «График энергии». Применение экспозиции с предотвращением реакции и ингибиторного научения при начальной коррекции питания и прогнозе изменения массы тела. Тренировка навыка анализа дневников питания. Техника «Письма клиентам». |
Техника «Рескриптинг образов». Использование опросов для работы с «чтением мыслей». Применение экспозиции для работы с избеганием тела. Планирование поведенческих экспериментов при работе с проверками и сравнениями. |
Разбор практических кейсов обучающихся с акцентом на работу с образом тела |
Белая Е.А. |