В настоящее время специалистами признается необходимость в надежных диагностических технологиях в клинике психических нарушений для раннего вмешательства и помощи пациентам с возникающими серьезными психическими расстройствами. Несмотря на то, что в нашей стране уже широко используется нейропсихологический метод, не все специалисты владеют им. Особенно важно использование данного диагностического инструментария в работе клинических психологов, психиатров. Почему?
Нарушения в работе мозга, надежно и объективно выявленные с помощью нейропсихологической диагностики, представляют собой одну из наиболее важных отправных точек при постановке точного диагноза. Это позволяет проводить эффективное лечение на более поздних этапах развития диагностируемого расстройства, так как терапия обуславливается конкретными симптомами расстройства и тем, как пациент способен реагировать на методы лечения.
С помощью нейропсихологической диагностики возможно прояснение природы расстройства и особенностей функционирования мозга. Такая диагностика позволяет психологу спрогнозировать развитие психического расстройства, предсказать предстоящие трудности и разработать успешный план лечения. Кроме того, специалист может определить, будет ли пациент в принципе подвержен риску заболевания конкретным расстройством.
Методы и методики, с которыми вы сможете познакомиться на нашем курсе, разнообразны и интересны с точки зрения их практического применения. Оценка памяти, мышления, интеллекта, темперамента, характера – уже знакомые для практикующих специалистов понятия, однако на занятиях курса вы сможете взглянуть на этот диагностический комплекс с другой стороны, нейропсихологической.
При проведении нейропсихологической диагностики фокус внимания специалиста направлен на поведение человека, которое отражает симптомы развивающегося заболевания или уже более позднего этапа развития психического расстройства.
Нейропсихологический метод чувствителен к обнаружению дефицитарных функций мозга и качественно и количественно их объективирует с помощью диагностических методик. Он хорошо коррелирует с неврологической визуализацией и функциональной диагностикой, применим с точки зрения дифференциальной диагностики.
В связи с этим, перед специалистом стоит вопрос, как подобрать необходимые методики, сформировать схему исследования и верно интерпретировать полученные результаты. Эти и другие вопросы также будут разобраны на курсе, для осуществления комплексной оценки и выстраивания плана реабилитационной программы.
Если вы еще сомневаетесь в актуальности изучения данной проблематики, то приглашаем вас пройти наш курс, на котором вы: узнаете о современной психологической диагностике в клинике психических расстройств, разберете некоторые методы клинической нейропсихологической диагностики, а также познакомитесь с задачами, принципами и этапами нейропсихологической диагностики. Особенно полезны полученные знания будут в практике клинических психологов и врачей-психиатров.
К участию в программе приглашаются врачи-психиатры, психотерапевты, клинические психологи, а также студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов!
Объём программы: 156 уч. часов.
Форма проведения: zoom-конференция, клинический разбор, лекции по разделам с применением технологий дистанционного обучения.
1. Программа посвящена вопросам и проблемам применения современных нейропсихологических подходов, концепций, методов и программ к изучению и диагностике первичных психических расстройств.
2. Участие в программе требует самостоятельности, критического отношения к учебному материалу, независимости в суждениях, способности обосновывать и отстаивать собственное мнение в свободной профессиональной дискуссии.
3. Программа основана на приоритете строго индивидуального и доказательного подхода к оценке, лечению, реабилитации/ремедиации пациентов, опоры на научно обоснованные современные теории, модели, методы, а также на соблюдении этических норм и высоких профессиональных стандартов.
4. Программа имеет преимущественно практическую направленность и имеет в качестве основной цели подготовить слушателей к практической работе (диагностической, консультативной, реабилитационной) со взрослыми пациентами с психическими расстройствами.
5. Программа предполагает активное участие слушателей в дискуссиях, в обсуждение материала и клинических случаев, самостоятельную работу с литературой, пособиями, обсуждение, защиту и обоснование собственного профессионального, экспертного мнения.
6. Помимо лекционного материала, программа предусматривает клинические и методические разборы, консультации по теоретическим вопросам современной клинической нейропсихологии, конкретным проблемам практической работы с пациентами.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ
02-13 декабря 2024 г.
Дата |
Время |
Пара |
Тема |
02 ДЕКАБРЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) |
18:00 - 21:15 |
1 |
Психиатрия, психология, психотерапия: вперед или назад? |
2 |
Современная нейропсихология: от нейрона до гиперсетей |
||
04 ДЕКАБРЯ (СРЕДА) |
18:00 - 21:15 |
3 |
Нейрокогнитивная биология и нейропсихиатрия: основные понятия, концепции, подходы |
4 |
Нейропсихологи- ческая диагностика в клинике психических расстройств |
||
06 ДЕКАБРЯ (ПЯТНИЦА) |
18:00 - 21:15 |
5 |
Современные программы реабилитации/ ремидиации в клинике психических расстройств |
6 |
Шизофрения: клиника, нейропсихология, лечение |
||
09 ДЕКАБРЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) |
18:00 - 21:15 |
7 |
Расстройства настроения: клиника, нейропсихология, лечение |
8 |
Тревожные и панические расстройства: клиника, нейропсихология, лечение |
||
11 ДЕКАБРЯ (СРЕДА) |
18:00 - 21:15 |
9 |
Обсессивно- фобические расстройства: клиника, нейропсихология, лечени |
10 |
Расстройства личности и поведения: клиника, нейропсихология, лечение |
||
13 ДЕКАБРЯ (ПЯТНИЦА) |
18:00 - 21:15 |
11 |
Аддиктивные психические расстройства: клиника, нейропсихология, лечение |
12 |
Ответы на вопросы. Подведение итогов программы |
13-27 января 2025 г.
Дата |
Время |
Пара |
Тема |
13 ЯНВАРЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) |
18:00-21:15 |
1 |
Современная психологическая диагностика в клинике психических расстройств: задачи, требования, принципы, подходы |
2 |
Методы клинической нейропсихологической диагностики: клинические шкалы, шкалы самоотчета, поведенческой оценки, клинико-психологические методы (наблюдение, интервью, анализ медицинской документации). |
||
15 ЯНВАРЯ (СРЕДА) |
18:00-21:15 |
3 |
«Функциональный мозг» в деталях»: проблема гендерных, индивидуальных, культурных различий в современной нейропсихологической диагностике. |
4 |
Методы нейропсихологической диагностики: тест «рисования часов» (Clock Drawing Test - CDT). |
||
17 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА) |
18:00-21:15 |
5 |
Общая и клиническая нейропсихология сознания/самосознания. |
6 |
Методы нейропсихологической оценки: Краткое Нейропсихологическое Обследование Когнитивной Сферы - КНОКС (Brief Neuropsychological Cognitive Examination - BNCE). |
||
20 ЯНВАРЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) |
18:00-21:15 |
7 |
Понятие о нейропсихологическом диагнозе в клинике психических расстройств: функциональный, клинический, психологический, нейропсихологический диагноз. |
8 |
Методы клинической нейропсихологической диагностики: методы нейровизуализации и картирования головного мозга |
||
22 ЯНВАРЯ (СРЕДА) |
18:00-21:15 |
9 |
Задачи, принципы, этапы нейропсихологического обследования: формирование и коррекция нейропсихологического диагноза в динамике обследования и наблюдения. |
10 |
Методы клинической нейропсихологической диагностики: установление и развитие контакта, мотивационное интервью. |
||
24 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА) |
18:00-21:15 |
11 |
Нейропсихологическая диагностика: системный, психометрический, теоретический подходы |
12 |
Методы клинической нейропсихологической диагностики: методики нейропсихологической оценки сенсорно-перцептивных процессов. |
||
27 ЯНВАРЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) |
18:00-21:15 |
13 |
Нейропсихологическая диагностика: гипотетический, экологический, персонифицированные подходы. |
14 |
Методы клинической нейропсихологической диагностики: методики нейропсихологической оценки внимания |
3-17 февраля 2025 г.
Дата |
Время |
Пара |
Тема |
Учебный план «Методы и методики нейропсихологической диагностики в клинике психических расстройств»
|
|||
3 ФЕВРАЛЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) |
18:00-21:15 |
1 |
Нейропсихологическая диагностика: дифференциальный диагноз |
2 |
Методы клинической нейропсихологической диагностики: методики нейропсихологической оценки памяти. |
||
5 ФЕВРАЛЯ (СРЕДА) |
18:00-21:15 |
3 |
Нейропсихологическая диагностика: нейропсихологический диагноз при экспертных задачах (военная, трудовая, педагогическая экспертиза). |
4 |
Методы клинической нейропсихологической диагностики: методики нейропсихологической диагностики мышления, исполнительских метакогнитивных функций. |
||
7 ФЕВРАЛЯ (ПЯТНИЦА) |
18:00-21:15 |
5 |
Нейропсихологическая диагностика: реабилитационный диагноз и прогноз при планировании лечении/реабилитационных программ |
6 |
Методы клинической нейропсихологической диагностики: методики нейропсихологической оценки интеллекта (общий, академический, эмоциональный, социальный). |
||
10 ФЕВРАЛЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) |
18:00-21:15 |
7 |
Нейропсихологическая диагностика: формирование схемы обследования, подбор методик, интерпретация полученных данных. |
8 |
Методы клинической нейропсихологической диагностики: методики нейропсихологической оценки темперамента, характера, личностных особенностей, 16-факторный опросник Кеттелла (16-PF). |
||
12 ФЕВРАЛЯ (СРЕДА) |
18:00-21:15 |
9 |
Нейропсихологическая диагностика: подготовка и оформление заключения, консультирование по результатам нейропсихологической оценки. |
10 |
Методы клинической нейропсихологической диагностики: тест оценки интеллекта взрослых Векслера (WAIS II) в комплексной оценке когнитивных функций. |
||
14 ФЕВРАЛЯ (ПЯТНИЦА) |
18:00-21:15 |
11 |
Нейропсихологическая диагностика: этика и профессиональные стандарты в диагностической практике нейропсихолога. |
12 |
Методы клинической нейропсихологической диагностики: тест фигуры Рея-Остеррита (Rey Complex Figure Test, RCFT) – система John E. Meyers, Kelly R. Meyers (1995) |
||
17 ФЕВРАЛЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) |
18:00-21:15 |
13 |
Нейропсихологическая диагностика в контексте телемедицины, цифровых коммуникациях (психотерапия, консультирование, реабилитация). |
14 |
Методы клинической нейропсихологической диагностики: автоматизированные батареи нейропсихологической оценки, применение видеоигр в диагностике и при реабилитации/ремидиации. |
3-19 марта 2025 г.
Дата |
Время |
Пара |
Тема |
3 МАРТА (ПОНЕДЕЛЬНИК) |
18:00-21:15 |
1 |
Программы реабилитации/ремедиации в клинике психических расстройств: задачи, принципы, модели, эффективность. |
2 |
Педагогическая модель реабилитации/ремедиации: принципы и методы восстановительного обучения. |
||
5 МАРТА (СРЕДА) |
18:00-21:15 |
3 |
Реабилитационный нейропсихологический диагноз и прогноз в планировании реабилитационных мероприятий. |
4 |
Практика: разбор клинического случая. |
||
7 МАРТА (ПЯТНИЦА) |
18:00-21:15 |
5 |
Педагогическая модель реабилитации/ремедиации - психообразование: задачи, принципы и методы. |
6 |
Консультация по итогам нейропсихологической оценки, формирования общего понимания задач, этапов, правил и обязанностей участников программы. |
||
10 МАРТА (ПОНЕДЕЛЬНИК) |
18:00-21:15 |
7 |
Планирование, организация и контроль эффективности программы реабилитации/ремедиации. |
8 |
Практика: разбор клинического случая. |
||
12 МАРТА (СРЕДА) |
18:00-21:15 |
9 |
Когнитивная модель реабилитации/ремедиации: методы работы с процессами внимания и памяти. |
10 |
Поведенческая модель реабилитации/ремедиации: профилактика, модификация, контроль эмоционального поведения. |
||
14 МАРТА (ПЯТНИЦА) |
18:00-21:15 |
11 |
Когнитивная модель реабилитации/ремедиации: методы работы с исполнительскими метакогнитивными функциями. |
12 |
Поведенческая модель реабилитации/ремедиации: коррекция/улучшение социальных коммуникативных навыков. |
||
17 МАРТА (ПОНЕДЕЛЬНИК) |
18:00-21:15 |
13 |
Поведенческая модель реабилитации/ремедиации: профилактика и модификация поведения с негативными последствиями: агрессия, суицид, зависимости. |
14 |
Практика: разбор клинического случая. |
||
19 МАРТА (СРЕДА) |
18:00-21:15 |
15 |
Итоговая практика: разбор клинического случая. |
16 |
Подведение итогов, ответы на вопросы. |