Дорогие друзья!

Приветствуем вас на
Портале дополнительного профессионального
образования (ДПО) для психологов и психотерапевтов!
Портал ДПО для психологов и психотерапевтов — это инновационный образовательный и развивающий сервис для специалистов помогающих профессий.

Он объединяет всех заинтересованных специалистов, помогая им удовлетворять их запросы: пройти обучение или супервизию, получить консультацию или профессиональную помощь, и обеспечивает при этом квалифицированное и полное документальное и техническое сопровождение.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
КЛИЕНТСКИЙ МОДУЛЬ
Приглашаем вас найти «своего» специалиста, получить квалифицированную помощь, разрешить проблемы и затруднения и повысить качество вашей жизни!
ФОТОГРАФИИ С НАШИХ МЕРОПРИЯТИЙ
ОТЗЫВЫ О НАС
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Правила использования промокодов
1) Промокод действует только при следующей покупке.
2) С помощью промокода можно оплатить до 50 процентов от стоимости программы.
3) При использовании промокода все скидки и акции тоже суммируются.
Блог

Актуальность феномена самозванца в профессиональной деятельности человека

“Синдром самозванца” все чаще преподносится в средствах массовой информации и непрофессиональной литературе как поведенческое заболевание, ухудшающее профессиональную работоспособность и способствующее эмоциональному выгоранию.

Феномен самозванца (также известный как “синдром самозванца”, “синдром мошенничества”) описывает людей с высокими достижениями, которые, несмотря на свои объективные успехи, не в состоянии усвоить свои достижения и испытывают постоянную неуверенность в себе и страх быть разоблаченными как мошенники или самозванцы. Людям с “синдромом самозванца” трудно точно соотнести свои результаты с их фактической компетентностью (т.е. они приписывают успехи внешним факторам, таким как удача или получение помощи от других, и расценивают неудачи как свидетельство своей профессиональной некомпетентности).

Феномен самозванца впервые был описан психологами Кланс и Имес в 1978 году. Широкое общественное внимание феномен привлек к себе в 1985 году после выхода книги Паулины Кланс “Феномен Самозванца: Преодоление страха, преследующего ваши успехи”. Первоначально Кланс выявила этот “синдром” у женщин-профессионалов, достигших высоких результатов, но более поздние исследования задокументировали его среди мужчин и женщин, во различных профессиональных условиях, а также среди множества этнических и расовых групп. Важно понимать, что несмотря на устоявшееся название, “синдром самозванца” не является признанным психическим расстройством: он отсутствует в качестве диагноза в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10).

По данному психологическому феномену существует большое количество рецензий, непрофессиональной литературы и проведенных качественных обзоров. Однако систематический обзор литературы по нему никогда не публиковался. Таким образом, специалистам не хватает фактических данных о распространенности, сопутствующих заболеваниях, наилучших методах диагностики и методах оказания помощи людям с “синдромом самозванца”. Более того, неизвестно его фактическое влияние на профессиональную работоспособность и эмоциональное выгорание среди занятого населения.

По распространенности синдрома самозванца опубликовано более 60-ти проведенных исследований. Показатели варьировались в пределах от 9 до 82%, в основном в зависимости от инструмента скрининга и порогового значения, используемого для оценки симптомов. Особенно высоки показатели распространенности были среди групп этнических меньшинств. “Синдром самозванца” был распространен как среди мужчин, так и среди женщин, а также в самых разных возрастных группах (от подростков до специалистов на поздней стадии).

Во включенных исследованиях была проведена оценка более 14 тысяч участников различных групп:

  • Студенты. Половина включенных исследований касалась студенческой популяции. Студенты с “синдромом самозванца” испытывали страхи, которые были связаны с поддержанием своего социального положения и нежеланием демонстрировать свое несовершенство другим. При исследовании феномена была выделена его взаимосвязь с пессимизмом, перфекционистскими чертами характера и низкой самооценкой. И хотя не было различий в оценках между самозванцами и не-самозванцами, самозванцы ожидали худших результатов и больше беспокоились об экзаменах. Интересный факт: во время исследований, профессор психологии Джозеф Феррари обнаружил, что студенты с “синдромом самозванца” были значительно менее склонны к списыванию на экзаменах и плагиату письменных заданий, чем студенты без данного синдрома (Ferrari JR et al. 2006).
  • Этнические меньшинства. Часть исследований “синдрома самозванца” была проведена в группах этнических меньшинств. Они продемонстрировали, что феномен распространен среди афроамериканцев, азиатов и студентов латиноамериканских колледжей, и что “синдром самозванца” значительно отрицательно коррелирует с психологическим благополучием и положительно коррелирует с депрессией и тревогой. Несколько факторов могут предрасполагать учащихся из числа меньшинств к повышенному психологическому стрессу во время обучения, включая отсутствие адекватной финансовой помощи, необходимость работать, чтобы прокормить себя в школе, расовая дискриминация, стойкие негативные стереотипы и то, что они первыми в своих семьях получают высшее образование. Более того, при использовании MANOVA (многомерный дисперсионный анализ) одно из исследований показало, что “синдром самозванца” был более сильным предиктором психического здоровья, чем стресс от статуса меньшинства. Также было обнаружено, что “синдром самозванца”, депрессия и чувство вины выжившего были сильно коррелированы среди афроамериканских студентов колледжа. Первокурсники, которые сообщали о частой расовой дискриминации, но низком уровне дистресса от дискриминации, имели более высокий уровень “синдрома самозванца”, чем те, кто сообщал о высоком уровне дистресса от расовой дискриминации (Ewing KM et al. 1996).
  • Занятое население. Исследования “синдрома самозванца” также были проведены среди медсестер, врачей, менеджеров, учителей и бухгалтеров. Учитывая склонность людей с “синдромом самозванца” агрессивно стремиться к достижениям, будучи не в состоянии принять признание, когда успех достигнут, сотрудники могут испытывать повышенный уровень стресса, эмоциональное выгорание, снижение производительности труда и удовлетворенности. Сотрудники, которые постоянно подвергают сомнению свою профессиональную легитимность, склонны к более высокому риску за переживание неблагоприятных психологических последствий для сохранения карьеры, продвижения по службе и выполнения служебных обязанностей. Более того, чувства, переживаемые при “синдроме самозванца” у сотрудников часто связаны со страхом неудачи, боязнью успеха и низкой самооценкой. Такие сотрудники чаще сообщают о меньшем планировании карьеры и мотивации руководить (Neureiter M et al. Front Psychol 2016).

Была обнаружена взаимосвязь между “синдромом самозванца” и самооценкой конфликта, регулирующего баланс между работой и личной жизнью среди сотрудников общественных колледжей. Однако эта взаимосвязь сводилась к минимуму, если сотрудники чувствовали поддержку со стороны организации. Это говорит о значительной роли руководителей в смягчении последствий “синдрома самозванца” для сотрудников (Crawford WS et al, Psychol 2016).

В совокупности эти результаты свидетельствуют о том, что люди, страдающие “синдромом самозванца”, теряют возможность в полной мере развивать свой профессиональный потенциал и могут испытывать эмоциональное выгорание, что негативно отражается не только на их профессиональной деятельности, но и на социальном окружении.

Сопутствующие заболевания, диагностика и психологическая помощь

Проблемы, которые часто сосуществуют с “синдромом самозванца”, включают депрессию, тревожность, низкую самооценку, соматические симптомы и социальные дисфункции. “Синдром самозванца” у старшеклассников нередко связан с предшествующими суицидальными мыслями или попытками совершения суицида, а также депрессией. Очевидно, что оказание психологической помощи людям с “синдромом самозванца” требует тщательной оценки сопутствующих состояний и их лечения в дополнение к устранению данного синдрома.

Для диагностической оценки “синдрома самозванца” было разработано несколько инструментов. В большинстве случаев используется шкала феномена самозванца Паулины Кланс, состоящая из 20 пунктов по 5-балльной шкале Лайкерта, связанной с самооценкой компетентности, похвалы и успеха. Также специалистами активно применяется шкала феномена самозванца Харви, которая включает опросник из 14 пунктов по 7-балльной шкале Лайкерта относительно личностных черт. В некоторых случаях может использоваться шкала самозванца Лири, шкала предполагаемого мошенничества или шкала молодого самозванца.

В 1985 года Мэтьюз и Кланс качественно описали свой опыт частной практики при оказании психологической помощи 41-му человеку с “синдромом самозванца”. Они рекомендовали проверять сомнения и страхи пациентов, непосредственно устранять страх неудачи и проводить групповую терапию, поскольку эти пациенты часто чувствуют себя изолированными. Однако не было представлено никаких данных об интенсивности, продолжительности оказания психологической помощи или улучшениях с помощью какого-либо конкретного психотерапевтического инструмента.

В 2018 году журнал Time опубликовал статью с сопроводительным коротким видео под названием “Да, синдром самозванца реален. Вот как с этим бороться”. Среди других рекомендаций они рекомендуют людям, страдающим “синдромом самозванца”, научиться переосмысливать свои мысли и посетить психолога.

Учитывая текущее состояние рецензируемой литературы, специалисты в области психического здоровья, сталкивающиеся с пациентами, страдающими “синдромом самозванца”, скорее всего, будут использовать основанные на фактических данных методы оказания психологической помощи (например, когнитивно-поведенческая терапия депрессии и тревоги). Таким образом, рекомендуется проводить проспективную оценку использования индивидуальной и групповой когнитивно-поведенческой терапии, направленной на устранение “синдрома самозванца”, в отношении клинических результатов и результатов на рабочем месте для занятого населения в различных профессиях.

При отсутствии конкретных рекомендаций по оказанию психологической помощи людям с “синдромом самозванца”, пациенты с должны проходить тщательный скрининг на депрессию и тревогу и лечиться от них с помощью методов, основанных на фактических данных.

Люди, испытывающие “синдром самозванца”, часто воспринимают себя “единственными”, испытывающими эти чувства, что приводит к еще большей изоляции. Поэтому, направление на групповую терапию, в ходе которой сверстники/коллеги обсуждают свои чувства сомнения и неудачи, может быть особенно целесообразным и эффективным. Различные специалисты и профессионалы с высокими достижениями могут неохотно участвовать в таких группах, если только они не разработаны таким образом, чтобы нормализовать и дестигматизировать “синдром самозванца” и обеспечить безопасную среду для открытого обмена опытом.

Ориентированные на успех сотрудники, обычно стремятся к обучению и личностному росту. Предоставление таких ресурсов, как доступ к терапии и тренинги по жизнестойкости, которые фокусируются на “синдроме самозванца”, могло бы помочь снизить распространенность феномена среди занятого населения. Независимая оценка специалиста может помочь сотрудникам оценить свои личностные изменения с течением времени, в то же время, позволяя руководителям оценить эффективность оказанной помощи. В дополнение к обучению преподаватели и работодатели могут бороться с “синдромом самозванца”, создавая более здоровые ожидания и культуру, в которой ошибки не интерпретируются как неудачи, а также публично признавая и празднуя достижения сотрудников.

Специалистам и работодателям следует помнить о распространенности “синдрома самозванца” среди профессиональных групп и предпринимать шаги для оценки феномена и сопутствующих заболеваний.

У специалистов, планирующих открытие частной психологической практики, которых интересует данная тематика, есть возможность принять участие в очень актуальном сегодня интенсиве «Прокрастинация, перфекционизм и синдром самозванца как препятствия в открытии и развитии частной психологической практики: источники проблем и способы решения» (https://education-psy.ru/och_letniimarafon).