Дорогие друзья!

Приветствуем вас на
Портале дополнительного профессионального
образования (ДПО) для психологов и психотерапевтов!
Портал ДПО для психологов и психотерапевтов — это инновационный образовательный и развивающий сервис для специалистов помогающих профессий.

Он объединяет всех заинтересованных специалистов, помогая им удовлетворять их запросы: пройти обучение или супервизию, получить консультацию или профессиональную помощь, и обеспечивает при этом квалифицированное и полное документальное и техническое сопровождение.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
КЛИЕНТСКИЙ МОДУЛЬ
Приглашаем вас найти «своего» специалиста, получить квалифицированную помощь, разрешить проблемы и затруднения и повысить качество вашей жизни!
ФОТОГРАФИИ С НАШИХ МЕРОПРИЯТИЙ
ОТЗЫВЫ О НАС
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Правила использования промокодов
1) Промокод действует только при следующей покупке.
2) С помощью промокода можно оплатить до 50 процентов от стоимости программы.
3) При использовании промокода все скидки и акции тоже суммируются.
Блог

Зависимость (аддиктивное поведение) в подростковом возрасте

Подростковый период связан с множеством драматических переживаний, трудностей, кризисов. Несовершеннолетние постепенно теряют свое детское мироощущение, что сопровождается чувством тревоги и психологическим дискомфортом. Внимание подростка все больше концентрируется на себе, на своих физических особенностях. Он более остро реагирует на чужое мнение, чаще обижается. Изменения, связанные с физическим развитием, могут сильно влиять на самооценку.

Упрямыми, обидчивыми и агрессивными подростки чаще всего становятся вследствие неуверенности в себе и своих способностях. Помимо переживания серьезных физических и гормональных изменений, подростку необходимо решить много других, совершенно новых для него задач: место в социальной группе, процесс сепарации от родителей, давление сверстников и ориентация на нормы референтной группы, формирование временной перспективы и сексуальная ориентация. Поэтому подростки в большей степени, чем взрослые, подвержены аддиктивному поведению.

Аддиктивное (зависимое) поведение – разновидность девиантного поведения, когда формируется стремление уйти от реальности при помощи искусственного изменения своего психического состояния. Реализовывается данное стремление путем приема каких-либо веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

Выбор подростком объекта зависимости зависит от специфического воздействия данного объекта на организм. Расположенность разных людей к тому или иному объекту индивидуальна и имеет характерные отличия. В то же время отдельные виды аддиктивного поведения имеют тенденцию сменять друг друга.

Типы аддиктивного поведения подростков можно разделить на химические и нехимические:

  • К химическим относят те, при которых подросток испытывает неконтролируемое, навязчивое влечение к одному или нескольким химическим веществам. Ведущую роль здесь занимают алкоголь, наркотики, токсические вещества, табак.

По последним данным Министерства Здравоохранения минимум один раз ПАВ пробовали более половины мальчиков и 1/5 из всех девочек, которые учатся в средних и старших классах общеобразовательных школ. Среди подростков периодически или регулярно психотропные вещества употребляются у 40% мальчиков и 16% девочек.

  • Нехимические аддикции (пищевые, сексуальные, эмоциональные, информационные, игромания и др.). Основные критерии зависимости:

  1. Патологическое стремление к потреблению.
  2. Утрата количественного и ситуационного контроля.
  3. Возрастание толерантности.
  4. Потребление несмотря на вред здоровью, отношениям, значимым сферам жизни.
  5. Сужение круга интересов до потребления.
  6. Абстиненция или ее психологический эквивалент (дисфория) при отмене.

В основе формирования аддикции изначально лежит не частота потребления, а особый профиль личности, в основе которого алекситимия, формальное целеполагание, склонность к накоплению эмоционального напряжения в силу плохо организованной жизни и отношений, а также социальных трудностей, проблемы саморегуляции и соответственно склонность разряжать напряжение через потребление с формированием в ряде случаев сугубо гедонистической мотивации избавления от дискомфорта и получения удовольствия "здесь и теперь".

Наиболее распространенными среди нехимических аддикций в подростковом возрасте сегодня можно назвать компьютерную зависимость, игровую и пищевую.

Компьютерная зависимость (кибер-аддикция) связана с привязанностью к компьютерным играм, различным чатам или соц. сетям. Виртуальная личность, создаваемая подростком в интернете, - своего рода компенсация его недостатков. Характерные черты личности с данной зависимостью: высокая доминантность, низкая терпимость и низкая самооценка.

Последние статистические данные указывают на то, что, от всего числа несовершеннолетних проживающих в РФ, постоянно находятся в сети более 56% российских подростков. Время, которое подростки проводят в сети интернет в течение дня: менее 1 часа - 16%, до 3 - 52%, более 8 часов - 2%

Игровая зависимость (игромания) - заболевание, для которого характерна неконтролируемая психологическая зависимость от азартных игр. В результате проявляются серьезные эмоциональные расстройства и возникающее на этой почве депрессивное состояние.

Сегодня около 50% школьниц каждый день проводят за компьютерными играми более 5-ти часов. 80% мальчиков подросткового возраста в течение одного дня тратят на игру более 7-ми часов.

Пищевая зависимость - заболевание, при котором пища становится объектом постепенно усиливающейся аддикции и происходит искусственная стимуляция чувства голода. Зависимый подросток буквально «заедает» стресс большим количеством еды и делает это слишком часто. По началу он может даже испытывать чувство стыда и скрывать факты переедания. Последствиями данного вида аддиктивного поведения становятся увеличение веса и нарушение обмена веществ. Потеря контроля иногда приводит к употреблению такого количества пищи, что это становится серьезной опасностью для жизни и здоровья несовершеннолетнего.

По данным ВОЗ за последние четыре десятилетия в мире стало в 10 раз больше подростков, страдающих ожирением. В частности в России число таких подростков число утроилось. Только за период изоляции во время пандемии страдающих от пищевой зависимости несовершеннолетних стало больше на 10-13%.

Формирование аддиктивного поведения

Основной мотив подростка, склонного к аддиктивному поведению, заключается в активном изменении не удовлетворяющего его психического состояния. Обычное состояние кажется ему слишком «серым», «скучным», «монотонным». Подросток никак не может найти для себя сферу активности, которая способна увлечь его на длительное время, вызвать радость или другую яркую положительную эмоцию. Все кажется ему неинтересным, обыденным и однообразным.

Бывает и так, что подростку остро недостает родительского внимания, поддержки в развитии самостоятельности или присутствуют такие крайности, как гиперопека и домашнее насилие. Подобные нарушения воспитания способствуют формированию аддиктивного поведения у подростка.

При гиперопеке все нужды ребенка удовлетворяются, а он сам при этом ничем не занимается, ничего не умеет. Подросток все больше манипулирует родителями, становится более нетерпеливым и требовательным. Однако когда он вне семьи и сталкивается с другими людьми, то приходит осознание, что никто больше его влиянию не поддается. Накопленный стресс подросток пытается снять различными способами, среди которых в т. ч. могут оказаться и наркотические вещества.

Домашнее насилие и игнорирование потребностей подростка неизбежно сказываются на его психоэмоциональном состоянии. Обостренное чувство стыда, ужас, паника, бессилие – краткий список негативных эмоций, которые ощущаются в подростковом возрасте при отсутствии внимания, игнорировании потребностей, психологическом, эмоциональном, сексуальном или физическом насилии. Формирование зависимости у подростка в этих случаях происходит из-за попытки найти какое-то утешение.

Характерный портрет подростка с зависимостью

Стремление уйти от реальности как своеобразное «бегство» в другой мир является характерной чертой зависимого подростка, подверженного аддикциям. Все его внимание концентрируется на единственном узком направлении активной деятельности. Личность в подростковом периоде еще не обладает твердыми установками, убеждениями, принципами. Подросток пока не принимает четких границ дозволенности и может часто их нарушать, проверяя на прочность.

Подростками с зависимостью намного сложнее, чем здоровыми подростками, переносятся жизненные трудности и критика со стороны социального окружения. Невозможность приспособиться к реальности создает устойчивое ощущение собственной неполноценности, которое замещается в итоге гиперкомпенсаторной реакцией. Гиперкомпенсация проявляется психологическим защитным механизмом, который отличается от обычной компенсации тем, что защитные ресурсы мобилизуются слишком масштабно. В итоге возникает ничем неоправданное завышенное чувство превосходства над близким окружением.

Ключевая особенность аддиктивного поведения связана с его цикличностью. Личное пространство буквально сужается до получения желаемого объекта. Способность подростка критично оценивать себя и свое поведение слабеет с каждым днем. При этом защитно-агрессивные реакции, наоборот, сильно обостряются, появляются признаки социальной деградации.

Еще одно негативное проявление аддиктивного поведения - отрицание наличия зависимости и ее степени тяжести. Зависимый зачастую не хочет признавать свое заболевание и уверен, что может остановиться в любой момент. В итоге у подростка с аддиктивным поведением сильно осложняются отношения с близкими, возникают затруднения с оказанием помощи, а в некоторых случаях преодоление зависимости становится невозможным.

Терапия при аддиктивном поведении

Выбор лечения при аддиктивном поведении у подростка определяется типом зависимости. Когда речь идет о компьютерной и игровой зависимости, подход будет один, когда о химической аддикции – другой.

Лишь специалисты, которые хорошо знают особенности поведения подростков, имеют опыт лечения наркомании и других видов зависимости, смогут подобрать оптимальные методы лечения. Среди основных подходов выделяют психотерапию, медикаментозную терапию, изоляцию больного от привычного окружения и объектов аддикции.

Медикаментозная терапия позволяет выводить токсины, следы наркотических веществ, поддерживать силы организма, вести контроль настроения пациента.

Психотерапия при аддиктивном поведении нацелена на создание условий, позволяющих осваивать навыки и механизмы совладания с зависимостью, а также разрешения различных конфликтов внутриличностного и межличностного характера. Психотерапевтический процесс у зависимых подростков имеет свои специфические сложности, которые обычно связаны с необходимостью комбинировать групповую и семейную психотерапию.

Групповая психотерапия помогает в решении таких задач, как: коррекция уровня самооценки, освоение навыков совладания с зависимостью, повышение чувства ответственности за собственное поведение, поиск способов семейной реадаптации, снятие инфантильных психологических защит, профилактика десоциализации подростка. Иначе говоря, групповая психотерапия помогает подростку учиться взрослому восприятию окружающей действительности и видению в ней собственного развития.

В программе реабилитации групповая терапия часто является подготовительным этапом перед семейной психотерапией. Дело в том, что практически каждый подросток сильно зависим от своей семьи. А среди основных условий, ведущих к формированию аддиктивного поведения у подростков, специалисты выделяют именно дисфункцию семейной системы. Сюда относятся внутрисемейные проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем или наркотическими веществами, проблемы с дефектами воспитания, нарушением коммуникативного стиля общения, затянувшиеся супружеские конфликты. Поэтому участие всей семьи в процессе терапии крайне важно. В противном случае, даже при удачно проведенном лечении зависимости, когда подросток снова окажется в прежней семейной системе, вероятность рецидива будет очень высока.

Семейную системную психотерапию применяют в решении множества непростых задач. В том числе тех, которые подразумевают комплексную реабилитацию подростка с аддиктивным поведением. В семейной системной психотерапии можно выделить следующие психотерапевтические задачи:

  • рассмотрение зависимости подростка как “семейного симптома”;
  • выявление в семье факторов, поддерживающих употребление психоактивных веществ;
  • снижение резистентности семьи по отношению к терапии;
  • определение дисфункционального стиля воспитания в семье;
  • коррекция дисфункциональной модели поведения членов семьи;
  • улучшение внутрисемейной коммуникации;
  • подбор индивидуальных стратегий для реконструкции отношений в семье.

В работе с подростками важно, чтобы терапевты выражали сочувствие и искренность, использовали соответствующие развитию вмешательства, устраняли стигматизацию и расширяли выбор методов терапии. Специалистам, интересующимся данной тематикой, может быть полезна образовательная программа «ПСИХОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ» (https://education-psy.ru/det_psihiatria_4). Эмпирические и клинические знания о процессе терапии, развитии подростков и взаимодействии подростков со своей социальной средой помогут психотерапевтам привлечь подростков к психотерапии и установить прочный терапевтический союз.