ТРИ ВЗГЛЯДА НА ФЕНОМЕН ТРЕВОГИ

Дорогие друзья!
Приветствуем вас на Портале
дополнительного профессионального
образования (ДПО)!
Тревога – негативно окрашенное эмоциональное переживание беспокойства. В отличие от страха или фобии у тревоги нет конкретного «объекта», поэтому клиентам бывает сложно найти слова для описания своих переживаний. Чаще всего клиенты говорят о некоторых предчувствиях негативных событий, ощущении беспомощности и физиологических проявлениях (изменение дыхания, потливость, повышение давления и т.д.).
В разных психотерапевтических направлениях теоретические подходы к феномену тревоги различаются. Соответственно, различна и механика помощи.

Психодинамическое направление рассматривает тревогу как следствие процесса взаимодействия родителей с ребенком. Если взрослые или обстоятельства постоянно удерживают ребенка от проявления импульсов бессознательного, то формируется "невротическая тревога". Если бессознательные импульсы все-таки нашли свое выражение, и за это ребенок получил наказание, формируется "моральная тревога". Помощь специалистов психодинамического направления - найти и разрешить проблему взаимодействия, возникшую в детском возрасте, а также научить клиента не бояться подобных импульсов бессознательного и находить приемлемые формы их выражения.
В когнитивно-поведенческом направлении причиной тревоги считаются дисфункциональные способы мышления. Неадекватная оценка происходящих событий (предпосылок) или искаженные выводы приводят к формированию тревоги и ощущению беспомощности. Основная проблема в том, что первичная разрушительная мысль очень быстрая и чаще всего проскакивает незамеченной. Задача КПТ-специалиста состоит в обнаружении разрушительных форм мышления и научении клиента новым способам реагирования.

Например, клиентам, переживающим тревогу, в большинстве случаев свойственна катастрофизация мышления – будущее видится в самых мрачных тонах, любое событие кажется фатальным и приводящим к ужасным последствиям. Техника декатастрофизации мышления направлена на формирование более реального взгляда на жизненные события и, как следствие, снижение общей тревоги клиента. Эту и другие техники работы с тревогой мы рассматриваем в рамках курса повышения квалификации «Когнитивно-поведенческая терапия, направленная на преодоление тревожных расстройств: социофобия, паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство». Подробно рассказываем о теоретических основах работы с тревожными расстройствами, и даем инструменты для практической работы – https://education-psy.ru/cbt4step_3.
ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ:
«КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ»
Сторонники гуманистического и экзистенциального подхода не разделяют взгляд на тревогу, как нечто «негативное», считая, что она необходима для развития личности. Один из основателей гуманистической психологии – Ролло Мэй считал, что «если есть тревога, значит человек живет». Тревога, по его мнению, имеет положительную роль в жизни человека – освобождает от скуки, обостряет восприятие и способствует личностному развитию. Соответственно, и работа специалистов гуманистического и экзистенциального подхода направлены не на «ликвидацию» переживания, а на осознание и интегрирование тревоги.

Тревога в норме – здоровая эмоция, которая сигнализирует о неопределенности в значимых сферах жизни. Помощь специалистов нужна в случаях, когда тревога становится выраженной или присутствует постоянно и мешает человеку жить.

Независимо от подхода, задача специалиста – помочь клиенту справиться с чувством тревоги, снизить его, переработать, осознать или дать инструменты для дальнейшей самостоятельной работы. Так как актуальную мировую ситуацию сложно назвать стабильной, а неопределенности и сложности прогнозирования собственной жизни усиливают ощущение тревоги – 5 и 8 февраля мы проводим бесплатные вебинары по техникам работы со страхами и тревогой от специалистов разных направлений.
ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ:
« ТЕХНИКИ ПСИХОТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»
ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ