Раздел;Количество часов;Кол. лекц. ч.;Темы лекций
1. Открывающая лекция;2;2;Обзор программы профессиональной переподготовки по специальности "Психология". Перспективы и возможности психолога в современном мире.
2. История психологии;92;2;1.Объект и предмет истории психологии, его специфика.
2;2. Античная психология: теории и идеи.
2;3. Понимание души в мифологии и философии.
2;4. Схоластика как основа философско-психологической мысли в средневековой Европе.
2;5. Развитие идей рационализма, эмпиризма и сенсуализма в Новое время в трудах Р. Декарта, Т. Гоббса, Д. Локка.
2;6. Проблема активности в немецкой психологии в веках XVIII–XIX вв. в трудах Х. Вольфа, И. Канта, И.Ф. Гербарта, Г.В. Лейбница.
2;7. Поиски объективного метода исследования психики в классическом ассоцианизме.
2;8. Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки.
2;9. Создание лаборатории В. Вундта и начало экспериментального этапа развития психологии.
2;10. Первые программы разработки психологии как самостоятельной науки.
2;11. Экзистенциальный подход в психологии
2;12. Развитие дифференциальной психологии и разработка тестов.
2;13. Гуманистический подход в психологии
2;14. Глубинная психология: классический психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм.
2;15. Варианты решения проблемы научения в объективной психологии: бихевиоризм, теория оперантного подкрепления, социальный бихевиоризм, русский бихевиоризм.
2;16. Истоки возникновения и программы развития гештальт-психологии.
2;17. Влияние идей Дильтея на понимающую социологию, понимающую психологию, герменевтику и экзистенциализм.
2;18. Влияние информационного подхода на развитие когнитивной психологии.
2;19. Основные течения в русской психологии начала ХХ века: экспериментальная объективная психология, эмпирическая интроспективная психология, философско-духовная психология.
2;20. Отечественная психология ХХ века
3. Введение в профессию;100;2;1. Понятие о профессии. Классификация профессий.
2;2. Профессии типа «человек-человек». Профессия «психолог».
2;3. Требования к квалификации психолога.
2;4. Правовые и профессиональные нормы ответственности, определяющие квалификацию специалиста.
2;5. Этические принципы профессионального сообщества.
2;6. Виды и содержание деятельности профессионального психолога: теоретическое исследование, прикладные исследования, практическая психология.
2;7. Типы психологических специальностей и виды специализаций.
2;8. Подготовка психологов в России и за рубежом.
2;9. Практика в системе подготовки психолога.
2;10. Психологическое знание в современной культуре.
2;11. Соотношение академической, житейской и практической психологии.
2;12. Критерии анализа психологического знания: происхождение, обобщенность, язык описания, ответственность за результат.
2;13. Место и роль практической психологии в современном обществе.
2;14. Социальный заказ на работу практического психолога.
2;15. Сферы деятельности психолога-практика: образование, медицина, управление, социальная работа и др.
2;16. Участники профессионального взаимодействия: психолог, клиент, заказчик, пользователь.
2;17. Проблема принятия, распределения и передачи ответственности за содержание психологической информации.
2;18. Взаимодействие психолога с представителями смежных профессий: педагогом, юристом, медиком, социальным работником и др.
2;19. Отличительные признаки психологической информации (субъективность, обратимость, открытость и др.), ее фиксация в тексте.
2;20. Профессиональная компетентность психолога.
2;21. Роль профессионального сообщества в становлении специалиста.
2;22. Профессиональная позиция психолога: цели профессионального взаимодействия, индивидуальная и культурная эмпатия, уважение достоинства личности, конфиденциальность, ограничения деятельности и др.
2;23. Позиция психолога в построении предмета взаимодействия.
2;24. Позиция неквалифицированного специалиста: подмена задачи, проекция и др.
2;25. Профессиональные трудности начинающих психологов.
4. Общая психология;138;2;1. Общая характеристика психологии как науки. Отрасли психологии.
2;2. Становление психологии как науки.
2;3. Основные методы и объяснительные принципы психологии.
2;4. Психика и мозг.
2;5. Понятия сознательного и бессознательного.
2;6. Происхождение и развитие психики в филогенезе.
2;7. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.
2;8. Психологическая теория деятельности. (концепция А.Н.Леонтьева)
2;9. Индивид. Личность. Индивидуальность. (концепция Б.Г.Ананьева)
2;10. Познавательные психические процессы. Ощущение.
2;11. Восприятие.
2;12. Внимание.
2;13. Память.
2;14. Воображение.
2;15. Мышление.
2;16. Речь.
2;17. Функциональные психические состояния. Эмоции
2;18. Воля.
2;19. Психологические свойства личности. Темперамент.
2;20. Характер.
2;21. Способности.
2;22. Способности.
2;23. Самосознание и Я-концепция личности.
5. Психология труда;36;2;1. Психология труда как отрасль научного знания.
2;2. Труд как социально-психологическая реальность.
2;3. Круг теоретических знаний и система профессиональных умений психолога в организации.
2;4. Мотивация трудовой деятельности.
2;5. Проблема удовлетворенности трудом, проекты гуманизации труда, оценка «качества труда» в организационном проектировании.
2;6. Профессиональная пригодность, структура субъектных факторов профпригодности.
2;7. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижение резерва кадров в организациях.
2;8. Психология профессиональной работоспособности.
2;9. Профессиональное самоопределение личности.
6. Социальная психология;48;2;1. Социально-психологические явления как предмет социальной психологии.
2;2. Методология и методы исследования социально-психологических явлений.
2;3. Общение в системе отношений человека. Виды и феномены взаимодействия.
2;4. Психология воздействия.
2;5. Психология межгрупповых отношений.
2;6. Проблема личности в социальной психологии.
2;7. Социализация и социальное поведение.
2;8. Социальное познание: элементы картины социального мира. Социальные качества личности.
7. Психология развития и возрастная психология;72;2;1. Понятие развития. Объект, предмет, теоретические и практические задачи психологии развития и возрастной психологии.
2;2. Основные линии психического развития человека.
2;3. Межпредметные связи психологии развития и возрастной психологии.
2;4. Понятие возраста. Параметры, характеризующие возраст.
2;5. Задачи развития человека на разных возрастных этапах.
2;6. Закономерности психического развития в онтогенезе.
2;7. Кризисные и сензитивные периоды развития.
2;8. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.
2;9. Особенности психического развития младенца, преддошкольника, дошкольника, младшего школьника.
2;10. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.
2;11. Особенности психического развития человека в зрелом возрасте.
2;12. Особенности психического развития человека в период старения и старости.
8. Психологическое консультирование;88;2;1. Общее представление о психологическом консультировании
2;2.Ролевые позиции и функции консультанта. Личность консультанта
2;3. Этапы профессиональной подготовки консультантов
2;4. Причины и формы проявления профессиональных деформаций в психологическом консультировании
2;5. Этические вопросы психологического консультирования. Проблема конфиденциальности в психологическом консультировании
2;6. Особенности установления консультативного контакта
2;7. Стадии консультативного процесса. Модель первой встречи в психологическом консультировании
2;8.Выявление запроса и заказа в психологическом консультировании
2;9. Инструменты и техники консультирования
2;10. Динамическое направление психотерапии
2;11. Основные технические приемы динамического направления психотерапии
2;12. Поведенческое направление психотерапии
2;13. Основные технические приемы когнитивно-поведенческого направления психотерапии
2;14. Экзистенциально-гуманистическое направление психотерапии
2;15. Основные технические приемы экзистенциально-гуманистического направления психотерапии
2;16. Технические приемы аутогенной тренировки и психологической коррекции.
2;17. Основные технические приемы неосновных методов психотерапии
2;18. Противопоказания к психологическому консультированию. Границы психологического консультирования
2;19. Основные типы проблем в психологическом консультировании
9. Профессиональная коммуникация при оказании психологической помощи;66;2;1. Профессиональная коммуникация в психологическом консультировании. Отличие общих коммуникативных навыков от профессиональной коммуникации.
2;2. Общие коммуникативные навыки, необходимые для проведения психологического консультирования
2;3. Основные стили коммуникации в психологии и психотерапии. Критерии реализации основных стилей коммуникации.
2;4. Неспецифические факторы в психотерапии. Использование неспецифических факторов психотерапии в психологическом консультировании.
2;5. Поддержка в психологическом консультировании. Виды поддержки. Технические приемы оказания психологической поддержки.
2;6. Структура диалога в профессиональном консультировании. Основные технические приемы управления беседой.
2;7. Специфика информирования, психообразования и обратной связи в психологическом консультировании
2;8. Перенос и контрперенос как факторы коммуникации в психологическом консультировании.
2;9. Триада К. Роджерса как базовая модель коммуникации консультанта
2;10. Заключение контракта в психологическом консультировании.
2;11. Основные ошибки коммуникации в психологическом консультировании. «Обрыв случая».
10. Основы когнитивно-поведенческой психотерапии;32;2;1. Теоретические и методологические основы КПТ, современное состояние КПТ.
2;2. Ключевые понятия, термины и алгоритмы КПТ.
2;3. Диагностический этап, создание концептуализации случая и плана терапии.
2;4. Клиническая практика «Концептуализация КПТ на модели реального пациента».
2;5. Основные положения и принципы когнитивной терапии. Структура мышления и когнитивные конструкты.
2;6. Когнитивная концептуализация и реструктуризация. Примеры техник и структура технологии.
2;7. Поведенческая терапия: история и теоретические основания, основные подходы.
2;8. Примеры техник, направленных на изменение поведения (десенсибилизация, практика наводнения, экспозиция, поведенческие эксперименты). Ответы на вопросы.
11. Психология личности;112;2;1. Объем понятия "личность". Структурный и функциональный подходы к личности
2;2. Идеографический и номотетический подходы к исследованию личности. методы и методики изучения личностных свойств
2;3. Системное представление о человеке в ленинградской школе психологии. Структура личности по Б.Г.Ананьеву: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
2;4.Индивид. Индивидные свойства человека. Представление о темпераменте и задатках.
2;5. Человек как субъект деятельности. Способности и стиль деятельности. Мотивационная сфера личности: нужды, потребности, мотивы.
2;6.Человек как субъект отношений. Понимание личности в теории отношений В.Мясищева.
2;7. Социальные условия развития личности (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович). Стадии процесса социализации, институты социализации. Жизненный путь личности. Социальные нормы и стереотипы, социальные роли личности.
2;8. Проблема воли и сознательной регуляции действий
2;9. Самоотношение, самооценка, уровень притязаний личности
2;10.Понятие характера. Подходы к пониманию характера. Акцентуация и патология характера.
2;11. Факторный подход к пониманию личности. Теории Айзенка, Кеттела, теория "Большой пятерки". Теория "большой пятерки" и патология личности в МКБ-11
2;12. Взгляды С.Л. Рубинштейна на психологический склад личности.
2;13. Теория личности по З. Фрейду. Понятие и виды психологических защит.
2;14. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
2;15. Индивидуальная психология А. Адлера. Основные понятия теории Адлера.
2;16. Теория невротической личности К. Хорни.
2;17. Теория объектных отношений М.Кляйн, развитие личности по Р.Фейрберну
2;18. Развитие личности по М.Малер. Факторы развития личности по Д.Винникотту
2;19. Представление об уровнях личности в современном психоанализе.
2;20. Представление о психологической патологии и механизмах ее развития в классическом психоанализе.
2;21. Представление о личности в гештальттерапии
2;22. Бихевиоризм о личности и поведении. Классическая психология поведения (Д.Уотсон, Б.Скиннер).
2;23. Когнитивные теории личности. Теория личностных конструктов Дж.Келли
2;24. Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры, теория когнитивного социального научения Д.Роттера.
2;25. Теория установки Д.Н.Узнадзе
2;26. Теория самоактуализации А. Маслоу. Представления А. Маслоу о гуманистической природе человека.
2;27. Теория личности К. Роджерса. Основные представления К. Роджерса о природе человека.
2;28. Экзистенциальная психотерапия о личности.
12. Психодиагностика;60;2;1. Истоки психодиагностики. Развитие психодиагностики в 1901-1920-е годы. История развития психодиагностики как науки. Краткая история отечественной психодиагностики
2;2. Объект, предмет, цели и задачи психодиагностики. Смежные направления исследований.
2;3. Основные диагностические подходы: объективный, субъективный, проективный.
2;4.Типы психодиагностических методик. Формализованные методики. Малоформализованные методики
2;5. Стандартизованность процедуры проведения теста.
2;6. Понятие нормы: статистическая и критериальная норма. Репрезентативность.
2;7.Надёжность и валидность психодиагностического метода.
2;8. Основные этапы психодиагностического процесса.
2;9. Психологический диагноз и прогноз.
2;10. Психодиагностическое заключение: его структура и зависимость содержания от адресата.
2;11. Отличия научного и прикладного исследования.
2;12. Выбор и обоснование методов и методических процедур в психологическом исследовании.
2;13. Этика психодиагностического обследования. Проблема мотивирования испытуемых к участию в обследовании. Представление данных исследования.
13. Методологические основы психологии;68;2;1. Понятие метода в широком и узком смысле.
2;2. Структура методологического знания.
2;3. Методология психологии как самостоятельная область научного знания.
2;4. Историческая относительность форм, средств, эталонов, идеалов и норм научного знания.
2;5. Научная революция ХХ века, возникновение неклассического естествознания.
2;6. Классическая и постклассическая парадигма науки.
2;7. Научное познание как деятельность.
2;8. История становления и специфика психологического знания.
2;9. Специфика общенаучных и конкретно научных принципов в психологии. Проблемное «поле» психологического знания.
2;10. Виды психологических проблем: феноменологические, теоретические, методологические, историко-психологические.
2;11. Методологический уровень решения психологических проблем.
2;12. Историко-методологическое изучение методов и специфика психологических теорий.
2;13. Конкретизация метода в методике, требования к созданию методик в рамках различных теорий.
2;14. Кризисный период в развитии современной психологии, специфические особенности кризиса в отечественной психологии.
2;15. Развитие современной психологии в парадигме «понимающая — деятельная — гуманитарная — культурно-историческая» (Ф.Е. Василюк).
2;16. Методология теоретической и практической психологии: проблемы и варианты взаимодействия.
2;17. Методологические основы различных видов деятельности практического психолога.
14. Экспериментальная психология;100;2;1. Методология экспериментального психологического исследования.
2;2. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии.
2;3. Теория, гипотеза и факты в структуре психологического знания.
2;4. Структура теории: эмпирическая основа, базис (идеализированный объект) правила логического вывода, множество выведенных утверждений.
2;5. Проблема и гипотеза.
2;6. Эксперимент как способ научного познания.
2;7. Эмпирическая проверка научных гипотез.
2;8. Развитие экспериментальной психологии и дифференциация понятий метод, и методика.
2;9. Понятие валидности экспериментального исследования.
2;10. Типы классификации психологических методов.
2;11. Интроспекция, экстероспекция и понимание как структуры организации психологического исследования.
2;12. Современные классификации методов.
2;13. Наблюдение как вспомогательный метод в психологическом эксперименте.
2;14. Опрос в системе методов психологического исследования.
2;15. Общая схема проведения беседы, планирование вопросов.
2;16. Профессиональные качества психолога, обеспечивающие эффективность проведения беседы.
2;17. Содержательное и формальное планирование эксперимента.
2;18. Экспериментальные планы и критерии их классификации: критерии истинного эксперимента и критерий числа экспериментальных воздействий.
2;19. Понятие о корреляционном исследовании.
2;20. Результаты эмпирического исследования и их представление.
2;21. Интерпретация результатов проверки статистических гипотез.
2;22. Специфика подхода к экспериментированию в зависимости от предметной области.
2;23. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания и др.).
2;24. Графические, символические и вербальные способы представления результатов исследования.
2;25. Формальные требования и принятые в научном сообществе нормативы подготовки научных текстов в России и за рубежом.
15. Антропология. Эволюционная психология;52;2;1. Место человека в системе животного мира.
2;2. Выделение человеческой линии эволюции.
2;3. Биологические предпосылки гоминизации.
2;4. Симиальная теория антропогенеза.
2;5. Эволюция гоминоидов, поздние этапы их эволюции.
2;6. Социальные аспекты происхождения человека.
2;7. Роль моногамной семьи в эволюции человека.
2;8. Специфика и периодизация онтогенеза человека.
2;9. Основные особенности онтогенеза человека на современном этапе его биосоциального развития.
2;10. Психофизические возможности человека и связь с социальной активностью, психофизические и психофизиологические аспекты конституции.
2;11. Человек — личность — индивидуальность.
2;12. Социальные и биологические факторы психических различий.
2;13. Вековые категории общества и их роль в формировании типов характера.
16. Анатомия и физиология ЦНС. Анатомия и физиология сенсорных систем и ВНД;80;2;1. Анатомия и физиология ЦНС: история, методы исследования
2;2. Высшая нервная деятельность: история, методы исследования
2;3. Рефлексы и инстинкты человека. Научение
2;4. Соматическая и вегетативная нервная система
2;5. Физиология коры больших полушарий
2;6. Физиология сенсорных систем
2;7. Черепно-мозговые нервы
2;8. Память
2;9. Низшие и высшие психические функции
2;10. Организация поведенческих реакций
17. Клиническая психология;120;2;1. Объект, предмет и структура клинической психологии.
2;2. Клинические (психопатологические, неврологические) и психологические синдромы, их различия.
2;3. Системный подход к квалификации нарушений психической деятельности
2;4. Психология здоровья. Психическое здоровье.
2;5. Психологическая коррекция и реабилитация.
2;6. Психотерапия.
2;7. Невротические расстройства
2;8. Психосоматические расстройства
2;9. Внутренняя картина болезни.
2;10. Содержание деятельности клинических психологов.
2;11. Расстройства личности
2;12. Клинико-психологическая диагностика.
2;13. Топическая психологическая диагностика — нейропсихологический синдромный анализ в клинике локальных поражений мозга.
2;14. Теория системной динамической локализации психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
2;15. Восстановление нарушенных высших психических функций.
2;16. Патопсихологический анализ нарушений позванавательной сферы. Ощущение и восприятие
2;17. Патопсихологический анализ нарушений познавательной сферы. Мышление и интеллект
2;18. Патопсихологический анализ нарушений позванавательной сферы. Память и внимание
2;19. Патопсихологический анализ нарушений познавательной сферы. Эмоции
2;20. Умственная отсталость, зпр, деменция
2;21. Депрессия. Виды депрессивных расстройств
2;22. Биологические (генетические, соматические) предпосылки психического онтогенеза.
2;23. Типы нарушений психического развития детей: недоразвитие, задержки психического развития, искаженное развитие, дисгармоническое психическое развитие, дефицитарное, поврежденное развитие.
2;24. Клинико-психологические исследования школьной неуспеваемости и проблема коррекционных мероприятий.
2;25. Роль семьи в коррекции аномального поведения ребенка.
18. Специальная психология;40;2;1. Механизм формирования нарушений в онтогенезе.
2;2. Факторы риска развития и социализации ребенка.
2;3. Типология нарушений психического развития.
2;4. Методы психологической диагностики нарушений развития.
2;5. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата (по типу ДЦП).
2;6. Развитие в условиях интеллектуальной недостаточности.
2;7. Развитие в условиях эмоционально-волевых нарушений (по типу РДА). Диагностика РДА.
2;8. Принципы, цели, содержание и формы организации специального образования.
2;9. Психолого-педагогическая поддержка ребенка с особыми образовательными потребностями в школе общего типа.
2;10. Психологические проблемы образовательной среды: возможности профессионального вмешательства, подходы к решению.
19. Методика преподавания психологии;28;2;1. История преподавания психологии в высшей школе
2;2. История преподавания психологии в средней школе
2;3. Методика преподавания психологии
2;4. Принципы и методы обучения психологии
2;5. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии
2;6. Требования к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам преподавателя психологии
2;7. Профессиональная подготовка психологов за рубежом
20. Открытие и развитие частной психологической практики;54;2;1. Частная психологическая практика: сложности, перспективы и возможности.
2;2.Чек-лист готовности к открытию частной психологической практики
2;3. Профессиональная идентичность как основа устойчивости в профессии.
2;4. Создание профессионального самоописания для клиентов. Основные виды рекламных материалов.
2;5. Профессиональное сгорание: признаки, причины, способы профилактики и коррекции.
2;6. Правовые аспекты частной психологической практики.
2;7. Бухгалтерские и организационные аспекты частной психологической практики.
2;8. Программные решения для частной психологической практики.
21. Семейная психология;104;2;1. Понятие брака и семьи.
2;2. Проблемы современной семьи.
2;3. Семейно-супружеские функции: хозяйственно-бытовая, эмоциональная, сексуально-эротическая.
2;4. Родительские функции, структура семьи и типология семьи.
2;5. Понятие семейной структуры.
2;6. Семейные границы. Виды семейных границ.
2;7. Семейные роли и их разновидности.
2;8. Типы неблагополучных семей.
2;9. Динамика (жизненный цикл) семьи.
2;10. Психологический климат семьи.
2;11. Основные характеристики супружеских отношений.
2;12. Супружеская совместимость.
2;13. Общение в семье.
2;14. Природа и типы семейных конфликтов.
2;15. Развод и его возможные последствия.
2;16. Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка.
2;17. Психологические особенности чувства материнства и отцовства.
2;18. Явные и скрытые формы семейного неблагополучия и его возможные последствия для формирования личности ребенка.
2;19. Особенности психического развития и формирования личности ребенка в неполной семье.
2;20. Основные направления психологической работы с семьей: диагностическое, коррекционное, профилактическое, просветительское, консультативное.
2;21. Психологическая помощь ребенку и работа с родителями.
2;22. Психологическое просвещение разных категорий населения по вопросам семьи и брака.
22. Педагогическая психология;60;2;1. Предмет, проблемы, методы и основные понятия педагогической психологии как науки.
2;02. Методы педагогической психологии.
2;03. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии.
2;04. Соотношение понятий научение, учение и обучение.
2;05. Психология усвоение знаний, умений и навыков.
2;06. Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности.
2;07. Формирование и изучение учебной мотивации.
2;08. Особенности детского мышления.
2;09. Психологические основы развивающего обучения.
2;10. Общая характеристика педагогической деятельности.
2;11. Психология педагогического общения.
2;12. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл.
2;13. Психологические особенности обучения взрослых.
2;14. Педагогические конфликты и способы их разрешения.
2;15. Особенности проективно-конструктивной деятельности преподавателя и роль и место групповой работы в учебной деятельности.
Итоговая аттестация;4;-;Итоговый экзаменационный тест