Проблема буллинга является современной и острой социальной проблемой.
Буллинг — это не просто физическое насилие как, например, избиение или воровство чужих вещей. Буллингом также могут быть слова, например, говорить или писать неприятные вещи. Другой тип буллинга – социальный - решение не включать кого-то в свой круг, намеренно ставить человека в неловкое положение, сплетничать и другие. Буллинг связан с дисбалансом власти – один человек (или группа людей) более могущественен, чем другой. Может быть, у этого человека есть личная информация или он более популярен, или, может быть, он физически больше и сильнее.
Существуют те, кто запугивает, и те, над кем издеваются. Иногда другие школьники помогают хулигану, присоединяются к нему и буллингу. Такие дети никого не запугивают напрямую, но поддерживают издевательства, будучи аудиторией. Они смеются или поощряют детей, которые издеваются над другими. Вот почему важно, чтобы все работали вместе против буллинга. Некоторые дети видят, что происходит, и хотят помочь, хотя и не знают как. Другие – могут утешать и защищать человека, над которым издеваются.
Каждый сопричастный человек играет определенную роль в предотвращении школьных издевательств, и большинство людей прямо или косвенно участвовали, были свидетелями или испытали ту или иную форму издевательств в школах. Буллинг – это социальная проблема, и она нуждается в решении со стороны общества. Существует несколько видов издевательств, о которых нужно знать, и различные способы, с помощью которых педагоги, школа, родители и психологи могут помочь остановить издевательства в школе. Необходимо знать о причинах и последствиях издевательств, видах, а также способах предотвращения и стратегиях вмешательства в этот сложный процесс.
Баллы НМО по данной программе могут быть начислены только по специальности "Медицинский психолог"
Формат проведения: в формате онлайн-конференций и онлайн-трансляций, видеолекции для самостоятельного изучения.
В программе (содержание будет дополняться новыми занятиями):
1. Психологическая безопасность образовательной среды: понятие структура, условия организации.
2. Буллинг как социально-психологический феномен. Основные термины и определения.
3. Виды буллинга. Кибертравля. Гендерные особенности буллинга.
4. Происхождение и причины буллинга.
5. Психология субъектов буллинга.
6. Правовые аспекты буллинга.
7. Роль родителей в формировании и поддержании травли каждого субъекта процесса.
8. Роль и возможности учителя в групповой травле. Выявление потенциальных субъектов травли.
9. Стратегии вмешательства и предотвращение травли в младшей и средней школе.
10. Травля учителя. Причины и преодоление.
11. Создание антибуллинговой среды в первом классе.
12. Преодоление травли в подростковой среде (средней школе).
13. Мероприятия для классного часа, родительских собраний и иных встреч в целях преодоления травли.
По итогам программы:
• Школьный психолог приобретет знания об особенностях индивидуальной помощи жертвам и авторам буллинга, а также сможет давать обоснованные рекомендации педагогам, школьникам и родителям по проблеме буллинга.
• Педагог получит представления об организации «антибуллинговой» среды в классе, а также способах разрешения проблемы буллинга в школьных коллективах.
• Родители познакомятся с современными представлениями о природе буллинга и смогут поддержать своих детей, если они стали жертвами или свидетелями буллинга, а также помочь отказаться от буллинга детям, осуществляющим буллинг.