Люди разного возраста, пола и социального статуса страдают от нарушений и расстройств пищевого поведения, причиняющих серьезный ущерб здоровью. В настоящий момент расстройства пищевого поведения (РПП) являются одними из наиболее сложно поддающихся лечению и коррекции заболеваний, что ставит перед современными специалистами задачу постоянного поиска современных доказательных протоколов работы и последних исследований, позволяющих эффективно помогать данной группе пациентов.
В ходе программы вы научитесь:
- Диагностировать расстройства и нарушения пищевого поведения у клиента (при помощи специфичных для РПП клинических интервью, скринингов и опросников)
- Проводить дифференциальную диагностику РПП, определять виды и типы расстройств согласно основным классификаторам (МКБ-11, DSM-V)
- Использовать наиболее доказательный на сегодняшний день протокол когнитивно-поведенческой терапии РПП – КБТ-У К.Фейрберна
- Помогать клиенту организовать полноценное питание при помощи специально разработанной для клиентов с РПП программы «План трех» М.Херрин
- Эффективно работать со сверхценностью контроля веса и/или еды, тревогой о фигуре, нарушениями образа тела, перееданиями и ограничениями в питании
- Учитывать в терапии коморбидные расстройства (ожирение, клиническая депрессия, злоупотребление ПАВ и другие), хорошо разбираться в формах терапии, медицинских осложнениях при РПП и противопоказаниях к терапии
- Отслеживать эффективность терапии на протяжении всего протокола
- Применять навыки диалектико-поведенческой терапии (ДБТ М.Линехан) для преодоления эмоциональной дисрегуляции клиента, приводящей к перееданиям/ограничениям в питании
- Легко и эффективно использовать опросники, формы самонаблюдения, психообразовательные материалы, техники когнитивно-поведенческой терапии для помощи клиенту в преодолении РПП
Образовательный курс включает в себя не только лекционный материал, но и практические занятия с элементами тренинга, где вы сможете полученные знания превратить в реальные компетенции и эффективно работать с пациентами. После прохождения программы вы сможете:
- Диагностировать РПП и коморбидные расстройства.
- Определять необходимость направления клиента к смежным специалистам (психиатр, эндокринолог и т.д.).
- Проводить психоэдукацию клиентов с РПП.
- Составлять концептуализацию случая РПП в рамках трансдиагностической модели К.Фейрберна.
- Планировать и проводить протокол КБТ-У К.Фейрберна с учетом особенностей течения РПП у конкретного пациента и наличия коморбидных состояний.
- Работать с клиентами с недостаточным, нормативным и лишним весом.
- Составлять план питания для клиентов с РПП и помогать им применять его на практике.
- Обучать клиента самостоятельно оценивать свое состояние после окончания лечения и своевременно принимать меры для профилактики рецидива РПП.
Данная программа будет актуальна и полезна психологам, клиническим психологам, психотерапевтам, психиатрам и диетологам.
Объём программы: 48 уч. часов.
Форма проведения: онлайн через программу ZOOM
УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
Время |
24 мая 2025 |
25 мая 2025 |
07 июня 2025 |
08 июня 2025 |
10:00-11:30 |
Теория Этиология и классификация РПП (DSM-V, МКБ-11). |
Теория Когнитивно-поведенческая терапия РПП. Трансдиагностическая модель К. Фейрберна. Концептуализация случая. |
Теория Восстановительное питание для пациентов с различными РПП: система питания «План трех» М. Херрин. Практика Составление плана питания для клиентов с РПП |
Теория Третий этап КБТ-У: Работа с образом тела. Когнитивная реструктуризация и когнитивное тестирование. Поведенческие эксперименты. Экспозиция. Дополнительные техники работы с образом тела. |
11:30-11:45 |
Перерыв |
Перерыв |
Перерыв |
Перерыв |
11:45-13:15 |
Теория Диагностика РПП: клиническое интервью, модульная оценка, скрининги и опросники. |
Практика. Составление концептуализации случая. Работа в мини-группах, дискуссия. |
Теория Второй этап КБТ-У: Подведение итогов первого этапа и планирование дальнейшей терапии. Использование опросников EDE-Q и CIA для оценки прогресса в терапии. Практика Работа с мотивацией (пропуски сессий, опоздания, невыполнение домашних заданий): особенности применения техники «за и против». |
Практика. Процедуры работы с маргинализацией остальных сфер жизни, проверками, избеганиями и сравнениями тела. |
13:15-14:15 |
Обеденный перерыв |
Обеденный перерыв |
Обеденный перерыв |
Обеденный перерыв |
14:15-15:45 |
Практика Диагностический кейс: демонстрация практической работы. Нюансы дифференциальной диагностики. |
Теория Введение в КБТ-У: показания и противопоказания, структура терапии, подготовка пациента. Первый этап: «Удачное начало».Самонаблюдение в реальном времени, график веса. Установление паттерна регулярного питания. |
Теория Третий этап КБТ-У: Работа с диетическими ограничениями. Практика Поведенческий эксперимент в работе с диетическими правилами. |
Теория Третий этап КБТ-У: Работа с рецидивами. Четвертый этап КБТ-У: «Хорошее окончание». Работа с тревогой по поводу окончания терапии. Бустерные встречи. |
15:45-16:00 |
Перерыв |
Перерыв |
Перерыв |
Перерыв |
16:00-17:30 |
Теория Коморбидность и медицинские осложнения при РПП. |
Практика Применение формы самонаблюдения, анализ паттернов пищевого поведения, использование техники «График веса». |
Теория Работа с эмоциональной дисрегуляцией пациентов с нервной булимией и приступообразным перееданием. Практика Использование навыков эмоциональной регуляции (элементы ДБТ тренинга в работе с клиентами с РПП). |
Практика Составление планов преодоления регресса. Использование опросников для оценки эффективности терапии. Планирование самостоятельного прогресса клиента после окончания терапии. |