Люди разного возраста, пола и социального статуса страдают от нарушений и расстройств пищевого поведения, причиняющих серьезный ущерб здоровью. В настоящий момент расстройства пищевого поведения (РПП) являются одними из наиболее сложно поддающихся лечению и коррекции заболеваний, что ставит перед современными специалистами задачу постоянного поиска современных доказательных протоколов работы и последних исследований, позволяющих эффективно помогать данной группе пациентов.
В ходе данной программы вы обучитесь ключевым психотерапевтическим подходам, использующимся при работе с расстройствами пищевого поведения и являющимися золотым стандартом современных реабилитаций РПП во всем мире.
Образовательный курс включает в себя не только лекционный материал, но и практические занятия с элементами тренинга, где вы сможете полученные знания превратить в реальные компетенции и эффективно работать с пациентами!
Данная программа будет актуальна и полезна психологам, клиническим психологам, психотерапевтам, психиатрам и диетологам.
Требование к слушателям образовательной программы:
Обязательно наличие оконченного психологического образования (не менее 800 ак.часов) или высшего медицинского образования (специализации: психиатрия, психотерапия, диетология). Для психологов очень желательна подготовка по клинической психологии и/или когнитивно-поведенческой психотерапии.
Объём программы: 48 уч. часов.
Форма проведения: онлайн через программу ZOOM
УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
Дата | Раздел | Пара | Тема |
---|---|---|---|
24 мая 2025 | Классификация и диагностика РПП. Практические кейсы | 1 пара | Классификация РПП (DSM-IV, МКБ-11). Этиология РПП. |
2 пара | Диагностика РПП. Клиническое интервью, модульная оценка. Скрининги и опросники. | ||
3 пара | Практика. Диагностические кейсы, нюансы дифференциальной диагностики. Демонстрация практической работы, дискуссия. | ||
4 пара | Коморбидность РПП. Медицинские осложнения при РПП. | ||
25 мая 2025 | Когнитивно-поведенческая психотерапия при РПП (введение и первый этап терапии). | 1 Пара | Когнитивно-поведенческая терапия РПП. Трансдиагностическая модель К. Фейрберна. Концептуализация случая РПП. |
2 пара | Практика. Составление концептуализации случая. Работа в мини-группах, дискуссия. | ||
3 пара | Введение в КБТ-У: показания и противопоказания, структура терапии, подготовка пациента. Первый этап КБТ-У: «Удачное начало». Самонаблюдение в реальном времени, график веса. Установление паттерна регулярного питания. Восстановительное питание для пациентов с различными РПП: Система питания «План трех». М. Херрин. | ||
4 пара | Практика: применение формы самонаблюдения и составление плана питания для клиентов с РПП. | ||
07 июня 2025 | Когнитивно-поведенческая психотерапия при РПП (2 и 3 этап). Использование ДБТ в терапии нервной булимии и приступообразного переедания. | 1 пара | Второй этап КБТ-У: Подведение итогов первого этапа и планирование дальнейшей терапии. Использование опросников EDE-Q и CIA для оценки прогресса в терапии |
2 пара | Третий этап КБТ-У: Работа с диетическими ограничениями | ||
3 пара | Третий этап КБТ-У: Работа с эмоциональными триггерами. Использование навыков ДБТ для повышения осознанности и способности к регуляции эмоций пациентов с нервной булимией и приступообразным перееданием. | ||
4 пара | Практика навыков эмоциональной регуляции (элементы ДБТ тренинга в работе с клиентами с РПП). | ||
08 июня 2025 | Когнитивно-поведенческая психотерапия при РПП (3 этап и завершение). | 1 пара | Третий этап КБТ-У: Работа с образом тела. Когнитивная реструктуризация и когнитивное тестирование. Поведенческие эксперименты. Дополнительные техники работы с образом тела. |
2 пара | Практика. Составление плана работы с образом тела, практика техник работы с образом тела в мини-группах. Дискуссия. | ||
3 пара | Третий этап КБТ-У: Работа с рецидивами. | ||
4 пара | Четвертый этап КБТ-У: «Хорошее окончание». План профилактики регресса. Бустерные встречи. |
В ПРОГРАММЕ:
- Классификация РПП (DSM-IV, МКБ-11). Нервная анорексия, нервная булимия, приступообразное переедание, ARFID, синдром ночной еды. Клинические и субклинические формы РПП. Этиология и патогенез расстройств. Другие РПП: нервная орторексия, бигорексия, компульсивное переедание, булимарексия.
- Диагностика РПП. Клиническое интервью. Основные трудности при дифференциальной диагностике РПП и способы их преодоления.
- Инструменты диагностики РПП и оценки динамики терапии. Скрининги и опросники.
- Практика. Диагностические кейсы, ньюансы дифференциальной диагностики. Демонстрация практической работы, работа в мини-группах, дискуссия.
- Коморбидность РПП. Депрессии, тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, ПТСР, ожирение и другие. Особенности терапии РПП с коморбидностью.
- Медицинские осложнения при РПП. Влияние голодания/нехватки калорий на организм и психику. Бригадное взаимодействие при лечении РПП. Стационарные и амбулаторные формы.
- Когнитивно-поведенческая терапия РПП. Концептуализация случая РПП. Основные механизмы, поддерживающие расстройство пищевого поведения.
- Практика. Составление концептуализации случая. Демонстрация практической работы, работа в мини-группах, дискуссия.
- Организация питания при расстройствах пищевого поведения. Восстановительное питание для пациентов с различными РПП: Система питания «План трех». М. Херрин. Особенности организации питания при РПП и основные трудности в работе с клиентами.
- Практика. Составление плана питания для пациентов с нервной анорексией, нервной булимией и приступообразным перееданием. Работа в мини-группах.
- Протоколы КПТ для РПП. КБТ-У (усиленный когнитивно-поведенческий протокол) К.Фейрберна для лечения РПП. КБТ-10 Г.Уоллера: короткий (10+2 встреч) протокол лечения РПП, возможности и ограничения. Работа с пищевыми правилами, сверхценностью веса и эмоциональными триггерами.
- Профилактика рецидивов РПП. «Хорошее окончание». План профилактики регресса. Бустерные встречи
- Работа с образом тела. Выявление специфических для клиента нарушений в образе тела, работа с переоценкой важности веса и формы тела, изменение поведения, связанного с проверками и избеганиями тела. Когнитивная реструктуризация и когнитивное тестирование. Поведенческие эксперименты. Дополнительные техники работы с образом тела.
- Практика. Составление плана работы с образом тела, практика техник работы с образом тела в мини-группах. Дискуссия.
- Работа с эмоциональной дисрегуляцией при некоторых РПП. Использование навыков диалектико-поведенческой терапии для повышения осознанности и способности к регуляции эмоций пациентов с нервной булимией и приступообразным перееданием.
- Практика. Практика навыков ДБТ. Элементы тренинга, дискуссия.