Пациенты с зависимостью традиционно относятся к категории «сложных» для психотерапии и психологического консультирования. Своеобразие мотивации и поведения в контакте, периоды идеализации и обесценивания психотерапевта, эпизодические «срывы», несмотря на усилия помогающих специалистов требуют от психолога или психотерапевта определенной выдержки и внутренней устойчивости.
Наивные попытки объяснить зависимость с позиции какого-то одного метода психотерапии также часто не приводят к успеху. Основной проблемой выступает множество психосоциальных факторов формирования зависимости. Они не преодолеваются каким-то одним методом оказания помощи и требуют от специалиста хорошего понимания этапов оказания помощи и владения соответствующими технологиями на каждом их этапов.
Второй проблемой выступают разные «агрегатные состояния» пациентов. «Пациент» в реабилитации зависимости не один – существует по крайней мере несколько принципиально разных стадий (не привязанных напрямую к стадиям развития заболевания!), которые важно верно диагностировать и выбрать надлежащую логику оказания помощи.
Таким образом, единичные совпадения при применении какого-то одного метода психотерапии бывают – когда случайно пациент оказался тропен именно тому методу, которым владеет психотерапевт, но в целом обеспечение качественной помощи предполагает учет основных факторов и владение соответствующими технологиями помощи.
Объём программы: 24 уч. часов.
Форма проведения: онлайн через программу ZOOM
Данная программа будет актуальна и полезна врачам-психотерапевтам, врачам-психиатрам, клиническим психологам, общим психологам, специалистам реабилитационных центров, а также студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов!
Бесплатная запись вебинара
«Расстройства личности или психопатии»
Преподаватель: Сиволап Юрий Павлович, д.м.н., профессор
Узнать подробнееДанный учебный раздел направлен на получение общих знаний о клинических проявлениях зависимости и психосоциальных факторах их возникновения.
Слушатели получат развернутое представление о причинах аддиктивного поведения, методах его диагностики, мишенях диагностического интервью и способах интерпретации полученных сведений.
Слушатели освоят логику и принципы формирования реабилитационной программы для пациентов с зависимостью, основные этапы психосоциальной реабилитации, критерии успешного прохождения каждого из этапов, роль место психотерапии в реабилитационном процессе.
Благодаря данному учебному разделу слушатели научатся применять основные технологии реабилитации пациентов с зависимостью, а также смогут организовать реабилитационный процесс как по месту работы в учреждении, так и в частном кабинете врача или психолога.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
Дата | Раздел | Пара | Тема |
---|---|---|---|
1 день | Клинико-психологические характеристики и этапы реабилитации пациентов с зависимостью. | 1 | Клинико-психологические характеристики пациентов с зависимостью |
2 | Этапы реабилитации и психотерапии пациентов с зависимостью. | ||
Технологии начального этапа реабилитации пациентов с зависимостью | 3 | Подготовительный этап реабилитации: психообразование, преодоление анозогнозии. | |
4 | Подготовительный этап реабилитации: преодоление алекситимии, повышение рефлексии. | ||
2 день | Основные технологии реабилитации пациентов с зависимостью. | 5 | Сквозная технология реабилитации пациента с зависимостью: мотивационная интервенция. |
6 | Основной этап психотерапии: принятие ответственности, преодоление личностных сложностей пациента с зависимостью. | ||
Дополнительные технологии реабилитации пациентов с зависимостью. | 7 | Дополнительные технологии в реабилитации зависимости: кризисная психотерапия. | |
8 | Дополнительные технологии в реабилитации зависимости: семейная психотерапия. | ||
Бонусные материалы программы: | |||
1. Запись лекции "Современная фармакотерапия зависимостей", лектор - доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии РУДН Сиволап Ю.П. |