Учебный план программы профессиональной переподготовки по специальности "Психология"

Скачать учебный план
Раздел Количество часов Кол. лекц. ч. Темы лекций
1. Открывающая лекция22Обзор программы профессиональной переподготовки по специальности "Психология". Перспективы и возможности психолога в современном мире.
2. История психологии9221.Объект и предмет истории психологии, его специфика.
22. Античная психология: теории и идеи.
23. Понимание души в мифологии и философии.
24. Схоластика как основа философско-психологической мысли в средневековой Европе.
25. Развитие идей рационализма, эмпиризма и сенсуализма в Новое время в трудах Р. Декарта, Т. Гоббса, Д. Локка.
26. Проблема активности в немецкой психологии в веках XVIII–XIX вв. в трудах Х. Вольфа, И. Канта, И.Ф. Гербарта, Г.В. Лейбница.
27. Поиски объективного метода исследования психики в классическом ассоцианизме.
28. Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки.
29. Создание лаборатории В. Вундта и начало экспериментального этапа развития психологии.
210. Первые программы разработки психологии как самостоятельной науки.
211. Экзистенциальный подход в психологии
212. Развитие дифференциальной психологии и разработка тестов.
213. Гуманистический подход в психологии
214. Глубинная психология: классический психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм.
215. Варианты решения проблемы научения в объективной психологии: бихевиоризм, теория оперантного подкрепления, социальный бихевиоризм, русский бихевиоризм.
216. Истоки возникновения и программы развития гештальт-психологии.
217. Влияние идей Дильтея на понимающую социологию, понимающую психологию, герменевтику и экзистенциализм.
218. Влияние информационного подхода на развитие когнитивной психологии.
219. Основные течения в русской психологии начала ХХ века: экспериментальная объективная психология, эмпирическая интроспективная психология, философско-духовная психология.
220. Отечественная психология ХХ века
3. Введение в профессию10021. Понятие о профессии. Классификация профессий.
22. Профессии типа «человек-человек». Профессия «психолог».
23. Требования к квалификации психолога.
24. Правовые и профессиональные нормы ответственности, определяющие квалификацию специалиста.
25. Этические принципы профессионального сообщества.
26. Виды и содержание деятельности профессионального психолога: теоретическое исследование, прикладные исследования, практическая психология.
27. Типы психологических специальностей и виды специализаций.
28. Подготовка психологов в России и за рубежом.
29. Практика в системе подготовки психолога.
210. Психологическое знание в современной культуре.
211. Соотношение академической, житейской и практической психологии.
212. Критерии анализа психологического знания: происхождение, обобщенность, язык описания, ответственность за результат.
213. Место и роль практической психологии в современном обществе.
214. Социальный заказ на работу практического психолога.
215. Сферы деятельности психолога-практика: образование, медицина, управление, социальная работа и др.
216. Участники профессионального взаимодействия: психолог, клиент, заказчик, пользователь.
217. Проблема принятия, распределения и передачи ответственности за содержание психологической информации.
218. Взаимодействие психолога с представителями смежных профессий: педагогом, юристом, медиком, социальным работником и др.
219. Отличительные признаки психологической информации (субъективность, обратимость, открытость и др.), ее фиксация в тексте.
220. Профессиональная компетентность психолога.
221. Роль профессионального сообщества в становлении специалиста.
222. Профессиональная позиция психолога: цели профессионального взаимодействия, индивидуальная и культурная эмпатия, уважение достоинства личности, конфиденциальность, ограничения деятельности и др.
223. Позиция психолога в построении предмета взаимодействия.
224. Позиция неквалифицированного специалиста: подмена задачи, проекция и др.
225. Профессиональные трудности начинающих психологов.
4. Общая психология13821. Общая характеристика психологии как науки. Отрасли психологии.
22. Становление психологии как науки.
23. Основные методы и объяснительные принципы психологии.
24. Психика и мозг.
25. Понятия сознательного и бессознательного.
26. Происхождение и развитие психики в филогенезе.
27. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.
28. Психологическая теория деятельности. (концепция А.Н.Леонтьева)
29. Индивид. Личность. Индивидуальность. (концепция Б.Г.Ананьева)
210. Познавательные психические процессы. Ощущение.
211. Восприятие.
212. Внимание.
213. Память.
214. Воображение.
215. Мышление.
216. Речь.
217. Функциональные психические состояния. Эмоции
218. Воля.
219. Психологические свойства личности. Темперамент.
220. Характер.
221. Способности.
222. Способности.
223. Самосознание и Я-концепция личности.
5. Психология труда3621. Психология труда как отрасль научного знания.
22. Труд как социально-психологическая реальность.
23. Круг теоретических знаний и система профессиональных умений психолога в организации.
24. Мотивация трудовой деятельности.
25. Проблема удовлетворенности трудом, проекты гуманизации труда, оценка «качества труда» в организационном проектировании.
26. Профессиональная пригодность, структура субъектных факторов профпригодности.
27. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижение резерва кадров в организациях.
28. Психология профессиональной работоспособности.
29. Профессиональное самоопределение личности.
6. Социальная психология4821. Социально-психологические явления как предмет социальной психологии.
22. Методология и методы исследования социально-психологических явлений.
23. Общение в системе отношений человека. Виды и феномены взаимодействия.
24. Психология воздействия.
25. Психология межгрупповых отношений.
26. Проблема личности в социальной психологии.
27. Социализация и социальное поведение.
28. Социальное познание: элементы картины социального мира. Социальные качества личности.
7. Психология развития и возрастная психология7221. Понятие развития. Объект, предмет, теоретические и практические задачи психологии развития и возрастной психологии.
22. Основные линии психического развития человека.
23. Межпредметные связи психологии развития и возрастной психологии.
24. Понятие возраста. Параметры, характеризующие возраст.
25. Задачи развития человека на разных возрастных этапах.
26. Закономерности психического развития в онтогенезе.
27. Кризисные и сензитивные периоды развития.
28. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.
29. Особенности психического развития младенца, преддошкольника, дошкольника, младшего школьника.
210. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.
211. Особенности психического развития человека в зрелом возрасте.
212. Особенности психического развития человека в период старения и старости.
8. Психологическое консультирование8821. Общее представление о психологическом консультировании
22.Ролевые позиции и функции консультанта. Личность консультанта
23. Этапы профессиональной подготовки консультантов
24. Причины и формы проявления профессиональных деформаций в психологическом консультировании
25. Этические вопросы психологического консультирования. Проблема конфиденциальности в психологическом консультировании
26. Особенности установления консультативного контакта
27. Стадии консультативного процесса. Модель первой встречи в психологическом консультировании
28.Выявление запроса и заказа в психологическом консультировании
29. Инструменты и техники консультирования
210. Динамическое направление психотерапии
211. Основные технические приемы динамического направления психотерапии
212. Поведенческое направление психотерапии
213. Основные технические приемы когнитивно-поведенческого направления психотерапии
214. Экзистенциально-гуманистическое направление психотерапии
215. Основные технические приемы экзистенциально-гуманистического направления психотерапии
216. Технические приемы аутогенной тренировки и психологической коррекции.
217. Основные технические приемы неосновных методов психотерапии
218. Противопоказания к психологическому консультированию. Границы психологического консультирования
219. Основные типы проблем в психологическом консультировании
9. Профессиональная коммуникация при оказании психологической помощи6621. Профессиональная коммуникация в психологическом консультировании. Отличие общих коммуникативных навыков от профессиональной коммуникации.
22. Общие коммуникативные навыки, необходимые для проведения психологического консультирования
23. Основные стили коммуникации в психологии и психотерапии. Критерии реализации основных стилей коммуникации.
24. Неспецифические факторы в психотерапии. Использование неспецифических факторов психотерапии в психологическом консультировании.
25. Поддержка в психологическом консультировании. Виды поддержки. Технические приемы оказания психологической поддержки.
26. Структура диалога в профессиональном консультировании. Основные технические приемы управления беседой.
27. Специфика информирования, психообразования и обратной связи в психологическом консультировании
28. Перенос и контрперенос как факторы коммуникации в психологическом консультировании.
29. Триада К. Роджерса как базовая модель коммуникации консультанта
210. Заключение контракта в психологическом консультировании.
211. Основные ошибки коммуникации в психологическом консультировании. «Обрыв случая».
10. Основы когнитивно-поведенческой психотерапии3221. Теоретические и методологические основы КПТ, современное состояние КПТ.
22. Ключевые понятия, термины и алгоритмы КПТ.
23. Диагностический этап, создание концептуализации случая и плана терапии.
24. Клиническая практика «Концептуализация КПТ на модели реального пациента».
25. Основные положения и принципы когнитивной терапии. Структура мышления и когнитивные конструкты.
26. Когнитивная концептуализация и реструктуризация. Примеры техник и структура технологии.
27. Поведенческая терапия: история и теоретические основания, основные подходы.
28. Примеры техник, направленных на изменение поведения (десенсибилизация, практика наводнения, экспозиция, поведенческие эксперименты). Ответы на вопросы.
11. Психология личности11221. Объем понятия "личность". Структурный и функциональный подходы к личности
22. Идеографический и номотетический подходы к исследованию личности. методы и методики изучения личностных свойств
23. Системное представление о человеке в ленинградской школе психологии. Структура личности по Б.Г.Ананьеву: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
24.Индивид. Индивидные свойства человека. Представление о темпераменте и задатках.
25. Человек как субъект деятельности. Способности и стиль деятельности. Мотивационная сфера личности: нужды, потребности, мотивы.
26.Человек как субъект отношений. Понимание личности в теории отношений В.Мясищева.
27. Социальные условия развития личности (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович). Стадии процесса социализации, институты социализации. Жизненный путь личности. Социальные нормы и стереотипы, социальные роли личности.
28. Проблема воли и сознательной регуляции действий
29. Самоотношение, самооценка, уровень притязаний личности
210.Понятие характера. Подходы к пониманию характера. Акцентуация и патология характера.
211. Факторный подход к пониманию личности. Теории Айзенка, Кеттела, теория "Большой пятерки". Теория "большой пятерки" и патология личности в МКБ-11
212. Взгляды С.Л. Рубинштейна на психологический склад личности.
213. Теория личности по З. Фрейду. Понятие и виды психологических защит.
214. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
215. Индивидуальная психология А. Адлера. Основные понятия теории Адлера.
216. Теория невротической личности К. Хорни.
217. Теория объектных отношений М.Кляйн, развитие личности по Р.Фейрберну
218. Развитие личности по М.Малер. Факторы развития личности по Д.Винникотту
219. Представление об уровнях личности в современном психоанализе.
220. Представление о психологической патологии и механизмах ее развития в классическом психоанализе.
221. Представление о личности в гештальттерапии
222. Бихевиоризм о личности и поведении. Классическая психология поведения (Д.Уотсон, Б.Скиннер).
223. Когнитивные теории личности. Теория личностных конструктов Дж.Келли
224. Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры, теория когнитивного социального научения Д.Роттера.
225. Теория установки Д.Н.Узнадзе
226. Теория самоактуализации А. Маслоу. Представления А. Маслоу о гуманистической природе человека.
227. Теория личности К. Роджерса. Основные представления К. Роджерса о природе человека.
228. Экзистенциальная психотерапия о личности.
12. Психодиагностика6021. Истоки психодиагностики. Развитие психодиагностики в 1901-1920-е годы. История развития психодиагностики как науки. Краткая история отечественной психодиагностики
22. Объект, предмет, цели и задачи психодиагностики. Смежные направления исследований.
23. Основные диагностические подходы: объективный, субъективный, проективный.
24.Типы психодиагностических методик. Формализованные методики. Малоформализованные методики
25. Стандартизованность процедуры проведения теста.
26. Понятие нормы: статистическая и критериальная норма. Репрезентативность.
27.Надёжность и валидность психодиагностического метода.
28. Основные этапы психодиагностического процесса.
29. Психологический диагноз и прогноз.
210. Психодиагностическое заключение: его структура и зависимость содержания от адресата.
211. Отличия научного и прикладного исследования.
212. Выбор и обоснование методов и методических процедур в психологическом исследовании.
213. Этика психодиагностического обследования. Проблема мотивирования испытуемых к участию в обследовании. Представление данных исследования.
13. Методологические основы психологии6821. Понятие метода в широком и узком смысле.
22. Структура методологического знания.
23. Методология психологии как самостоятельная область научного знания.
24. Историческая относительность форм, средств, эталонов, идеалов и норм научного знания.
25. Научная революция ХХ века, возникновение неклассического естествознания.
26. Классическая и постклассическая парадигма науки.
27. Научное познание как деятельность.
28. История становления и специфика психологического знания.
29. Специфика общенаучных и конкретно научных принципов в психологии. Проблемное «поле» психологического знания.
210. Виды психологических проблем: феноменологические, теоретические, методологические, историко-психологические.
211. Методологический уровень решения психологических проблем.
212. Историко-методологическое изучение методов и специфика психологических теорий.
213. Конкретизация метода в методике, требования к созданию методик в рамках различных теорий.
214. Кризисный период в развитии современной психологии, специфические особенности кризиса в отечественной психологии.
215. Развитие современной психологии в парадигме «понимающая — деятельная — гуманитарная — культурно-историческая» (Ф.Е. Василюк).
216. Методология теоретической и практической психологии: проблемы и варианты взаимодействия.
217. Методологические основы различных видов деятельности практического психолога.
14. Экспериментальная психология10021. Методология экспериментального психологического исследования.
22. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии.
23. Теория, гипотеза и факты в структуре психологического знания.
24. Структура теории: эмпирическая основа, базис (идеализированный объект) правила логического вывода, множество выведенных утверждений.
25. Проблема и гипотеза.
26. Эксперимент как способ научного познания.
27. Эмпирическая проверка научных гипотез.
28. Развитие экспериментальной психологии и дифференциация понятий метод, и методика.
29. Понятие валидности экспериментального исследования.
210. Типы классификации психологических методов.
211. Интроспекция, экстероспекция и понимание как структуры организации психологического исследования.
212. Современные классификации методов.
213. Наблюдение как вспомогательный метод в психологическом эксперименте.
214. Опрос в системе методов психологического исследования.
215. Общая схема проведения беседы, планирование вопросов.
216. Профессиональные качества психолога, обеспечивающие эффективность проведения беседы.
217. Содержательное и формальное планирование эксперимента.
218. Экспериментальные планы и критерии их классификации: критерии истинного эксперимента и критерий числа экспериментальных воздействий.
219. Понятие о корреляционном исследовании.
220. Результаты эмпирического исследования и их представление.
221. Интерпретация результатов проверки статистических гипотез.
222. Специфика подхода к экспериментированию в зависимости от предметной области.
223. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания и др.).
224. Графические, символические и вербальные способы представления результатов исследования.
225. Формальные требования и принятые в научном сообществе нормативы подготовки научных текстов в России и за рубежом.
15. Антропология. Эволюционная психология5221. Место человека в системе животного мира.
22. Выделение человеческой линии эволюции.
23. Биологические предпосылки гоминизации.
24. Симиальная теория антропогенеза.
25. Эволюция гоминоидов, поздние этапы их эволюции.
26. Социальные аспекты происхождения человека.
27. Роль моногамной семьи в эволюции человека.
28. Специфика и периодизация онтогенеза человека.
29. Основные особенности онтогенеза человека на современном этапе его биосоциального развития.
210. Психофизические возможности человека и связь с социальной активностью, психофизические и психофизиологические аспекты конституции.
211. Человек — личность — индивидуальность.
212. Социальные и биологические факторы психических различий.
213. Вековые категории общества и их роль в формировании типов характера.
16. Анатомия и физиология ЦНС. Анатомия и физиология сенсорных систем и ВНД8021. Анатомия и физиология ЦНС: история, методы исследования
22. Высшая нервная деятельность: история, методы исследования
23. Рефлексы и инстинкты человека. Научение
24. Соматическая и вегетативная нервная система
25. Физиология коры больших полушарий
26. Физиология сенсорных систем
27. Черепно-мозговые нервы
28. Память
29. Низшие и высшие психические функции
210. Организация поведенческих реакций
17. Клиническая психология12021. Объект, предмет и структура клинической психологии.
22. Клинические (психопатологические, неврологические) и психологические синдромы, их различия.
23. Системный подход к квалификации нарушений психической деятельности
24. Психология здоровья. Психическое здоровье.
25. Психологическая коррекция и реабилитация.
26. Психотерапия.
27. Невротические расстройства
28. Психосоматические расстройства
29. Внутренняя картина болезни.
210. Содержание деятельности клинических психологов.
211. Расстройства личности
212. Клинико-психологическая диагностика.
213. Топическая психологическая диагностика — нейропсихологический синдромный анализ в клинике локальных поражений мозга.
214. Теория системной динамической локализации психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
215. Восстановление нарушенных высших психических функций.
216. Патопсихологический анализ нарушений позванавательной сферы. Ощущение и восприятие
217. Патопсихологический анализ нарушений познавательной сферы. Мышление и интеллект
218. Патопсихологический анализ нарушений позванавательной сферы. Память и внимание
219. Патопсихологический анализ нарушений познавательной сферы. Эмоции
220. Умственная отсталость, зпр, деменция
221. Депрессия. Виды депрессивных расстройств
222. Биологические (генетические, соматические) предпосылки психического онтогенеза.
223. Типы нарушений психического развития детей: недоразвитие, задержки психического развития, искаженное развитие, дисгармоническое психическое развитие, дефицитарное, поврежденное развитие.
224. Клинико-психологические исследования школьной неуспеваемости и проблема коррекционных мероприятий.
225. Роль семьи в коррекции аномального поведения ребенка.
18. Специальная психология4021. Механизм формирования нарушений в онтогенезе.
22. Факторы риска развития и социализации ребенка.
23. Типология нарушений психического развития.
24. Методы психологической диагностики нарушений развития.
25. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата (по типу ДЦП).
26. Развитие в условиях интеллектуальной недостаточности.
27. Развитие в условиях эмоционально-волевых нарушений (по типу РДА). Диагностика РДА.
28. Принципы, цели, содержание и формы организации специального образования.
29. Психолого-педагогическая поддержка ребенка с особыми образовательными потребностями в школе общего типа.
210. Психологические проблемы образовательной среды: возможности профессионального вмешательства, подходы к решению.
19. Методика преподавания психологии2821. История преподавания психологии в высшей школе
22. История преподавания психологии в средней школе
23. Методика преподавания психологии
24. Принципы и методы обучения психологии
25. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии
26. Требования к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам преподавателя психологии
27. Профессиональная подготовка психологов за рубежом
20. Открытие и развитие частной психологической практики5421. Частная психологическая практика: сложности, перспективы и возможности.
22.Чек-лист готовности к открытию частной психологической практики
23. Профессиональная идентичность как основа устойчивости в профессии.
24. Создание профессионального самоописания для клиентов. Основные виды рекламных материалов.
25. Профессиональное сгорание: признаки, причины, способы профилактики и коррекции.
26. Правовые аспекты частной психологической практики.
27. Бухгалтерские и организационные аспекты частной психологической практики.
28. Программные решения для частной психологической практики.
21. Семейная психология10421. Понятие брака и семьи.
22. Проблемы современной семьи.
23. Семейно-супружеские функции: хозяйственно-бытовая, эмоциональная, сексуально-эротическая.
24. Родительские функции, структура семьи и типология семьи.
25. Понятие семейной структуры.
26. Семейные границы. Виды семейных границ.
27. Семейные роли и их разновидности.
28. Типы неблагополучных семей.
29. Динамика (жизненный цикл) семьи.
210. Психологический климат семьи.
211. Основные характеристики супружеских отношений.
212. Супружеская совместимость.
213. Общение в семье.
214. Природа и типы семейных конфликтов.
215. Развод и его возможные последствия.
216. Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка.
217. Психологические особенности чувства материнства и отцовства.
218. Явные и скрытые формы семейного неблагополучия и его возможные последствия для формирования личности ребенка.
219. Особенности психического развития и формирования личности ребенка в неполной семье.
220. Основные направления психологической работы с семьей: диагностическое, коррекционное, профилактическое, просветительское, консультативное.
221. Психологическая помощь ребенку и работа с родителями.
222. Психологическое просвещение разных категорий населения по вопросам семьи и брака.
22. Педагогическая психология6021. Предмет, проблемы, методы и основные понятия педагогической психологии как науки.
202. Методы педагогической психологии.
203. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии.
204. Соотношение понятий научение, учение и обучение.
205. Психология усвоение знаний, умений и навыков.
206. Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности.
207. Формирование и изучение учебной мотивации.
208. Особенности детского мышления.
209. Психологические основы развивающего обучения.
210. Общая характеристика педагогической деятельности.
211. Психология педагогического общения.
212. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл.
213. Психологические особенности обучения взрослых.
214. Педагогические конфликты и способы их разрешения.
215. Особенности проективно-конструктивной деятельности преподавателя и роль и место групповой работы в учебной деятельности.
Итоговая аттестация4-Итоговый экзаменационный тест