Современная психодиагностика – раздел психологической науки и практики, который решает задачи разработки и использования методов выявления устойчивых индивидуально-психологических особенностей человека, включая его способности, темперамент и характер личности, динамичных психических состояний, а также содержания его сознания как системы представлений и отношений. Для того, чтобы иметь возможность обоснованно и всесторонне описывать, интерпретировать и прогнозировать деятельность человека, нам необходимо узнать, во-первых, как он реально ведет себя в различных ситуациях, во-вторых, что он про себя рассказывает, в-третьих, что он думает на самом деле, в том числе, о чем он молчит.
Содержание высказываний человека о себе, его декларируемые представления и отношения мы выявляем с помощью устного и письменного опроса – интервью и анкетирования, а также используя большинство личностных опросников. Однако далеко не всегда то, что человек говорит, соответствует тому, как он себя ведет и думает в действительности. Для выявления особенностей поведения человека мы не можем обойтись без наблюдения и использования объективных тестов, валидизированных по внешним критериям, к которым можно отнести ряд интеллектуальных тестов и личностных опросников типа MMPI. Проективные методы частично решают задачу выявления эмоционального состояния, бессознательных переживаний и потребностей, в значительной степени защищены от фальсификации со стороны клиента, его стремления что-то скрыть или изобразить, однако валидность многих проективных методов может вызывать сомнение, их интерпретация часто бывает субъективной и зависит от квалификации, теоретических знаний и практического опыта специалиста.
Для выявления содержания сознания, представлений и отношений, потребностей и мотивов человека наиболее пригодными показали себя методы психосемантической диагностики, основанные на анализе ассоциаций между понятиями в индивидуальном или групповом сознании. Классические технологии экспериментальной психосемантики в форме методик репертуарных решеток и семантического дифференциала были созданы американскими психологами Джорджем Келли и Чарлзом Осгудом еще в 50-е годы XX века. В 80-е годы советских психологов познакомили с психосемантическими методами исследования сознания московские психологи Александр Георгиевич Шмелев и Владимир Федорович Петренко.
Психосемантические методы основаны на математической модели сознания – многомерном пространстве, в котором субъективные оценочные признаки представлены в виде осей координат, различные понятия выражены точками с определенными координатами, а степень сходства, ассоциации между понятиями обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими точками. Процедура психосемантической диагностики заключается в оценке респондентом различных понятий с помощью набора шкал, вычислении координат понятий и расстояний между ними и построении карт интересующих нас фрагментов сознания. Игорем Леонидовичем Соломиным разработаны и используются компьютерные программы для глубинной психосемантической диагностики и анализа индивидуального и группового сознания. Разработаны также методики психосемантической экспресс-диагностики, не требующие для обработки компьютерных программ, что делает их наиболее удобными для консультирования клиентов.
Объем программы: 36 ак.ч.
Форма обучения: онлайн через программу ZOOM