Заимствуя ряд идей и техник у других направлений и методов психотерапии того времени, гештальт-терапия базируется на экспериментально-феноменологическом подходе к пониманию природы человека и способах оказания помощи.
В отличие от психоанализа, в котором ведущую роль играют интерпретации, направленные на обнаружение бессознательного материала, гештальт-терапия направлена на развитие самосознания, прежде всего через специальные приемы самонаблюдения и эксперименты.
Клиент гештальт-терапевта выступает активной стороной терапевтического процесса, а сама терапия представляет собой встречу двух равных людей, вместе исследующих проявляющиеся в результате экспериментов феномены. Чтобы удерживаться в равной позиции и не выступать в роли наставника или учителя, к личностной подготовке гештальт-терапевта предъявляются достаточно высокие требования. На развитие личностных качеств и собственной осознанности в процессе подготовки специалиста направлена значительная доля мероприятий.
По мере того, как клиент начинает осознавать и воспринимать все большее количество феноменов, он постепенно «собирает» все более целостный образ (гештальт) себя в контексте взаимоотношений с другими людьми. Этот процесс продолжается довольно длительное время, которое требуется не только на обнаружение феноменов, но и на их эмоциональное проживание, а также принятие (в противовес каким-то сторонам собственной личности, которые ранее отвергались).
В программе будут рассмотрены типичные способы «прерывания контакта» в гештальт терапии, в также теория селф и ее значение для практики. Весь материал имеет практическую направленность и поможет слушателям интегрировать принципы и техники гештальт-терапии в собственную практику.
Объём программы: 24 уч. часов.
Форма проведения: zoom-конференция (или аналогичный сервис в случае технических сложностей с платформой zoom)
Данная программа будет актуальна и полезна врачам-психотерапевтам, психологам, специалистам помогающих профессий, а также студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов!
1. Концепция «селф» в гештальт терапии, ее практическое применение.
2. Понятие формирования психосоматических, невротических и других психических расстройств при нарушении работы функций «селф».
3. Прерывания контакта и техники работы с ними (продолжение).
4. Практическое применение принципов гештальт-терапии («здесь и сейчас», осознанность, ответственность).
Дата |
Раздел |
Пара |
Тема |
09 августа 2025 г. |
Установление и поддержание контакта в гештальт-терапии |
1 пара |
Интроекция: теория, как выглядит, «здоровая» интроекция. Упражнение. |
2 пара |
Слияние: теория, как выглядит, «здоровое» слияние, упражнение. Эготизм: теория. |
||
3 пара |
Демонстрационная сессия- 30–40 минут. Обсуждение – 20 мин. Комментарии тренера. |
||
4 пара |
Работа в тройках на тему «Прерывания цикла контакта». |
||
10 августа 2025 г. |
Теория селф и значение её функций |
1 пара |
Функция Селф. ИД-функция: теория, кейс, упражнения. |
2 пара |
Персонелити: теория, кейс, упражнение. |
||
3 пара |
Эго-функция: теория, кейс, упражнение (с вопросами). |
||
4 пара |
Демонстрационная сессия- 30–40 минут. Обсуждение – 20 мин. Комментарии тренера. |