Гештальт-терапия была разработана Фрицем Перлзом в 40-х годах 20 века и впервые описана как метод Ф. Перлзом, П. Гудменом и Р. Хефферлином в 1951 году.
Гештальт-терапия зарекомендовала себя как эффективный и экологичный метод психологического консультирования и психотерапии. Работа в этом методе позволяет взаимодействовать как с клиентами с психологическими проблемами, так и с пациентами, страдающими невротическими, психосоматическими, тревожными расстройствами, расстройством личности и зависимостями. Также гештальт терапия используется в семейной (парной и детско-родительской) терапии.
Заимствуя ряд идей и техник у других направлений и методов психотерапии того времени, гештальт-терапия базируется на экспериментально-феноменологическом подходе к пониманию природы человека и способах оказания помощи.
В отличие от психоанализа, в котором ведущую роль играют интерпретации, направленные на обнаружение бессознательного материала, гештальт-терапия направлена на развитие самосознания, прежде всего через специальные приемы самонаблюдения и эксперименты.
Клиент гештальт-терапевта выступает активной стороной терапевтического процесса, а сама терапия представляет собой встречу двух равных людей, вместе исследующих проявляющиеся в результате экспериментов феномены. Чтобы удерживаться в равной позиции и не выступать в роли наставника или учителя, к личностной подготовке гештальт-терапевта предъявляются достаточно высокие требования. На развитие личностных качеств и собственной осознанности в процессе подготовки специалиста направлена значительная доля мероприятий.
По мере того, как клиент начинает осознавать и воспринимать все большее количество феноменов, он постепенно «собирает» все более целостный образ (гештальт) себя в контексте взаимоотношений с другими людьми. Этот процесс продолжается довольно длительное время, которое требуется не только на обнаружение феноменов, но и на их эмоциональное проживание, а также принятие (в противовес каким-то сторонам собственной личности, которые ранее отвергались).
В результате клиент лучше понимает собственные потребности и, творчески адаптируясь, находит более гибкие способы их реализации в отношениях с другими. Такие возможности позволяют как существенно повысить качество жизни клиента за счет реализации потребностей, так и улучшить социальную адаптацию и качество отношений с другими людьми благодаря более гибкому и разнообразному репертуару форм социального поведения.
Гештальт-терапия имеет собственную объяснительную схему возникновения основных пограничных психических расстройств и, сохраняя центральную идею изменений, способна предложить точные мишени и акценты, которые необходимо учесть в помощи пациентам отдельных клинических групп.
Объём программы: 96 уч. часов.
Форма проведения: zoom-конференция (или аналогичный сервис в случае технических сложностей с платформой zoom)
Данная программа будет актуальна и полезна врачам-психотерапевтам, психологам, специалистам помогающих профессий, а также студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов!
В ПРОГРАММЕ:
На первом цикле будут теоретически и практически рассмотрены следующие вопросы:
1. История формирования гештальт-терапии, философские и психологические основания гештальт-терапии.
2. Основные ценности и принципы гештальт-терапии.
3. Базовые концепции гештальт-терапии: организм/среда, фигура/фон, контактный процесс и творческое приспособление, гомеостаз, теория поля, осознанность.
4. Концепция здоровья и психопатологии в гештальт-терапии, механизмы формирования психопатологии.
5. Цикл контакта, виды и диагностика его основных нарушений.
6. Способы прерывания цикла контакта и техники работы с ними (начало).
ПодробнееВо втором цикле будут теоретически и практически рассмотрены следующие вопросы:
1. Концепция «селф» в гештальт терапии, ее практическое применение.
2. Понятие формирования психосоматических, невротических и других психических расстройств при нарушении работы функций «селф».
3. Прерывания контакта и техники работы с ними (продолжение).
4. Практическое применение принципов гештальт-терапии («здесь и сейчас», осознанность, ответственность).
ПодробнееНа третьем цикле будут теоретически и практически рассмотрены следующие вопросы:
1. Эксперименты и их роль в процессе психотерапии.
2. Правила построения эксперимента, анализ его эффективности.
3. Освоение наиболее часто используемых методов и техник: работа с проекциями, «пустой стул», работа с полярностями, техники работы с телесностью, амплификация, арт-методы в работе гештальт-терапевта.
Гештальт-подход обладает достаточно широким диапазоном применения в современной психологической/психотерапевтической практике, однако имеет свои ограничения и противопоказания в определенных ситуациях. Гештальт— это не только и столько техники и упражнения, сколько целостная методология и философия, это подход, опирающийся на базу: понятия «фигуры» и «фона», феноменология, теория поля, концепция Диалога, модель цикла контакта, парадоксальная теория изменений А.Бейссера, организмическая саморегуляция, концепции холизма и осознанности; и т.д.
Однако конкретная терапевтическая ситуация требует от специалиста ориентировки и применения дифференцированных приемов. Частная гештальт-терапия (применение при различных расстройствах и в определенных ситуациях) начинается со знания и использования консультантом технологий по выявлению и работе с чувствами (аффектами, переживаниями) клиентов и пациентов. Чувства— это «вход» в персональную ситуацию клиента, это маркер его значимых потребностей, которые удовлетворяются или не удовлетворяются. Именно хронически неудовлетворенные потребности, с точки зрения Гештальт-подхода, чаще всего приводят людей в психотерапию.
Чувства в гештальт-терапии могут исследоваться самые различные: тревога и страх, стыд, вина и обида, гнев, разочарование, грусть и пр. В рамках семинара подробно разбираются приемы работы с вышеперечисленными и иными переживаниями клиентов, с точки зрения базовой модели цикла контакта, проясняется, какие механизмы переживания цикла контакта лежат в основе формирования различных аффектов. В дальнейшем, встречая в работе со своими клиентами определенные чувства, слушатель семинара сможет использовать предложенные преподавателем терапевтические алгоритмы.
По завершению курса вы:
- Будете ориентироваться в базовой для гештальт-терапевтов модели цикла контакта, в механизмах прерывания цикла контакта и понимать, каким именно образом и в каком «месте» клиент себя «прерывает».
- Научитесь выявлять значимые переживания клиента, понимать, какие персональные механизмы и потребности лежат в основе формирования тех или иных аффектов.
- Освоите терапевтические алгоритмы работы с различными аффектами. Научитесь формировать терапевтические гипотезы и проводить процесс-анализ состоявшихся сессий со своими клиентами, в интересах повышения качества своей работы и обмена опытом с коллегами в супервизорских пространствах.
ПодробнееУЧЕБНЫЙ ПЛАН:
Теория и практика гештальт-терапии
Даты/ время по мск |
12 ИЮЛЯ (СБ) |
13 ИЮЛЯ (ВС) |
10:00-11:30 |
История гештальт терапии. Основные ценности и принципы гештальт-терапии: актуальность, ответственность, осознанность, феноменология, диалог, теория поля, реляционный подход. Упражнение: 3 зоны опознавания |
Творческое приспособление. Здоровье, с точки зрения гештальт-терапии. Прерывание цикла контакта. Упражнение: феноменология прерывания |
11:30-11:45 |
Перерыв |
Перерыв |
11:45-13:15 |
Поле организм\среда. Контакт. Контактный процесс. Фигура/фон. Упражнение: фигура и фон (проективные упражнения) |
Ретрофлексия: теория, как выглядит, «здоровая» ретрофлексия, упражнение. Проекция: теория, как выглядит, «здоровая» проекция, упражнение |
13:15-14:15 |
Обеденный перерыв |
Обеденный перерыв |
14:15-15:45 |
Демонстрационная сессия: 30–40 минут Обсуждение – 20 мин. Комментарии тренера |
Слияние: теория, как выглядит, «здоровое слияние». Упражнение |
15:45-16:00 |
Перерыв |
Перерыв |
16:00-17:30 |
Цикл контакта и этапы. Упражнение: рассказать и заметить этапы цикла контакта |
Демонстрационная сессия- 20 минут Обсуждение – 20 мин. Комментарии тренера |
Контакт в гештальт-терапии. Теория селф и значение её функций
Даты/ время по мск |
09 АВГУСТА (СБ) |
10 АВГУСТА (ВС) |
10:00-11:30 |
Интроекция: теория, как выглядит, «здоровая» интроекция. Упражнение |
Функция Селф. ИД-функция: теория, кейс, упражнения |
11:30-11:45 |
Перерыв |
Перерыв |
11:45-13:15 |
Слияние: теория, как выглядит, «здоровое» слияние, упражнение. Эготизм: теория |
Персонелити: теория, кейс, упражнение |
13:15-14:15 |
Обеденный перерыв |
Обеденный перерыв |
14:15-15:45 |
Демонстрационная сессия (30–40 минут). Обсуждение (20 минут). Комментарии тренера |
Эго-функция: теория, кейс, упражнение (с вопросами) |
15:45-16:00 |
Перерыв |
Перерыв |
16:00-17:30 |
Работа в тройках на тему «Прерывания цикла контакта» |
Демонстрационная сессия (30–40 минут). Обсуждение (20 минут). Комментарии тренера |
Практикум гештальт-терапии
Даты/ время по мск |
13 СЕНТЯБРЯ (СБ) |
14 СЕНТЯБРЯ (ВС) |
10:00-11:30 |
Введение. Сессия. Фокусированное наблюдение (цикл контакта, опознавание, фигура/фон). Обсуждение |
Теория эксперимента в гештальт терапии (20-30 минут). Работа с проекциями. «Пустой стул». Демонстрация. Самостоятельная работа |
11:30-11:45 |
Перерыв |
Перерыв |
11:45-13:15 |
Сессия. Фокусированное наблюдение (прерывания контакта, работа селф). Обсуждение |
Применение арт-методик (рисунок, лепка, танцы, драматизация). Демонстрация. Самостоятельная работа. Работа с телесностью. Амплификацией. Демонстрация. Самостоятельная работа |
13:15-14:15 |
Обеденный перерыв |
Обеденный перерыв |
14:15-15:45 |
Работа в тройках (30 минут), общий круг (15 минут). Работа в тройках (30 минут), общий круг (15 минут) |
Работа с «Полярностями». Демонстрация. Самостоятельная работа |
15:45-16:00 |
Перерыв |
Перерыв |
16:00-17:30 |
Работа в тройках по 30 минут на каждого. Общий круг (15 минут). Общий шеринг |
Работа по интеграции. Упражнение: «Как я изменился как человек (по чувствам, по мыслям, восприятиям, ценностям, идеям)? Как я изменился как терапевт (по чувствам, по мыслям, восприятиям, ценностям, идеям, навыки)?». Шеринг |
Теория и практика гештальт-терапии
Даты/ время по мск |
18 ОКТЯБРЯ (СБ) |
19 ОКТЯБРЯ (ВС) |
10:00-11:30 |
Введение, обсуждение запросов участников семинара. Зона применимости современного Гештальт-подхода, показания и противопоказания |
Работа с виной и обидой в гештальт-терапии. Феномен сомнения. Демонстрация, самостоятельная работа |
11:30-11:45 |
Перерыв |
Перерыв |
11:45-13:15 |
Демонстрационная сессия. Комментарии преподавателя. |
Работа с грустью и разочарованием. Самостоятельная работа: работа в тройках — 45 минут, общий круг — 15 минут |
13:15-14:15 |
Обеденный перерыв |
Обеденный перерыв |
14:15-15:45 |
Аффекты как маркер потребностей. Модель цикла контакта и механизмы прерывания. Работа с тревогой, страхом. Самостоятельная работа: работа в тройках — 30 минут, общий круг — 15 минут. |
Демонстрационная сессия. Комментарии преподавателя |
15:45-16:00 |
Перерыв |
Перерыв |
16:00-17:30 |
Работа с гневом, стыдом. Демонстрация, самостоятельная работа. Общий шеринг, ответы на вопросы. |
Упражнение. Ответы на любые вопросы слушателей, касающиеся Гештальт-терапии. Финальный шеринг |