Состояние психических функций ребенка влияет на всю его деятельность. Изменения или нарушения функциональной активности работы головного мозга приводят к расстройству мыслительных и эмоционально-поведенческих реакций, а следовательно, к появлению особенностей развития. Чтобы определить дальнейшую стратегию работы с таким ребенком и/или индивидуальный маршрут его развития и получения необходимой помощи (например, перечень специалистов, которых необходимо задействовать в данном конкретном случае), используют типологическую диагностику.
Из всех разновидностей типологической диагностики наиболее информативной является нейропсихологическая. С ее помощью можно определить тип дефицита навыков, то есть установить, чем является дефицит — неавтоматизированной функцией, которая не включилась в определеннее время, или следствием нарушенного органического, психического или соматического развития, требующим восстановления.
На основании нейропсихологического анализа психолог выстраивает эффективную систему коррекционных и реабилитационных мероприятий. Нейропсихологическая диагностика позволяет определить, нужна ли ребенку/подростку нейропсихологическая коррекция, а также установить ее объем, содержание и предполагаемую длительность.
Объём программы: 72 уч. часов.
Форма проведения: дистанционное обучение на платформе Zoom
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1) Теория нейропсихологической диагностики пациентов детского возраста (что анализируем и зачем);
2) Процесс проведения нейропсихологической диагностики ребенка 11 лет с комментариями эксперта по особенностям выполнения проб;
3) Оформление и подробный разбор нейропсихологического заключения на ребенка;
4) Теория исследования функциональных блоков мозга (межполушарное взаимодействие, зрительный, слуховой и тактильный гнозис, пространственное мышление, функции I и III функциональных мозговых блоков, мозжечок, вестибулярная система и т.п.);
5) Разбор нейропсихологической диагностики функциональных блоков мозга с подробным описанием нейропсихологических проб (реципрокная проба, фигура Тейлора, кубики Кооса, и т.п.);
6) Методики когнитивной нейропсихологической коррекции пациентов детского возраста.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(обучение с 16 апреля до 30 июня 2025 г.)
Раздел |
Тема |
Преподаватель |
Дата |
Формат/Время |
Модуль: Нейропсихология детского возраста. Основы нейропсихологической диагностики пациентов детского возраста |
||||
Введение в нейропсихологию детского возраста |
0. Введение в курс с куратором |
Скалаухова Т.С. |
уточняется |
Вебинар 18:00-19:30 |
1. Введение в нейропсихологию детского возраста. |
Царева Т.О. |
уточняется |
Вебинар 17:00-18:30 |
|
2. Формирование ЦНС в онтогенезе |
Бизюк А.П. |
уточняется |
Вебинар 18:00-19:30 |
|
Клиническая нейропсихология детского возраста |
1. Различия в структуре нейропсихологических синдромов при поражении головного мозга у детей и взрослых |
Бизюк А.П. |
уточняется |
Вебинар 18:00-19:30 |
2. Нарушения ВПФ у детей при органических поражениях мозга различного генеза |
Бизюк А.П. |
уточняется |
Вебинар 18:00-19:30 |
|
3. Возрастные особенности структурно-функциональной организации мозга у детей |
Бизюк А.П. |
уточняется |
Запись |
|
4. Культурно- историческая концепция Л.С. Выготского. Теория системной динамической локализации ВПФ |
Бизюк А.П. |
уточняется |
Запись |
|
5. Несформированность и атипия психического развития (проблема левшества) |
Бизюк А.П. |
уточняется |
Вебинар 18:00-19:30 |
|
6.Особенности нейропсихологической диагностики пациентов детского возраста |
Бизюк А.П. |
уточняется |
Вебинар 18:00-19:30 |
|
Нейропсихологическая диагностика ВПФ у детей |
1. Нейропсихологическая диагностика ВПФ пациентов детского возраста |
Бизюк А.П. |
уточняется |
запись диагностики с комментариям и А.П. Бизюка |
2. Нейропсихологическая диагностика школьных навыков. Дисграфия, дислексия, акалькулия |
Царева Т.О. |
уточняется |
Вебинар 17:00-18:30 |
|
3. Комплексный подход к коррекции ВПФ пациентов детского возраста (врачи, специалисты, родители) |
Поздняк В.В. |
уточняется |
Вебинар 18:00-19:30 |
|
4. Интерпретация заключений врачей и специалистов, результатов ЭЭГ |
Царева Т.О. |
уточняется |
Запись |
|
0. Завершение 1 модуля с куратором |
Царева Т.О. |
уточняется |
Вебинар 17:00-18:30 |
|
Модуль: Нейропсихологическая коррекция пациентов детского возраста |
||||
Основные принципы коррекционной работы в рамках нейропсихологии детского возраста |
0. Введение на 2 модуль с куратором |
Царева Т.О. |
уточняется |
Вебинар 17:00-18:30 |
1. Основные принципы коррекционной работы в рамках нейропсихологии детского возраста. Формирование программы коррекции по результатам диагностики |
Царева Т.О. |
уточняется |
Вебинар 17:00-18:30 |
|
2. Направления нейропсихологической коррекции пациентов детского возраста |
Скалаухова Т.С. |
уточняется |
Запись |
|
3. Этапы нейромоторной коррекции. Понятие межполушарного взаимодействия |
Царева Т.О. |
уточняется |
Вебинар 17:00-18:30 |
|
4. Формирование графомоторных навыков в нейропсихологии. Зрительно-моторная координация |
Скалаухова Т.С. |
уточняется |
Запись |
|
Формирование ВПФ в соответствии с концепцией структурно- функциональных блоков мозга |
1. Возможности нейропсихологической коррекции при нарушениях I ФБМ. Возможные методы коррекции. |
Кузьмина А.В. |
уточняется |
Вебинар 18:00-19:30 |
2. Формирование и коррекция III ФБМ в нейропсихологической практике. Понятие произвольной регуляции деятельности |
Скалаухова Т.С. |
уточняется |
Вебинар 18:00-19:30 |
|
3. СДВГ. Проблема истощаемости |
Скалаухова Т.С. |
уточняется |
Запись |
|
4. Возможности нейропсихологической коррекции при нарушениях II ФБМ. Коррекция пространственного мышления в нейропсихологической практике |
Скалаухова Т.С. |
уточняется |
Запись |
|
Нейропсихологическая коррекция школьных навыков |
1. Формирование навыков чтения в детском возрасте. Следствие «логопедических диагнозов» |
Маркешова Ю.А. |
уточняется |
Вебинар 18:00-19:30 |
2. Формирование школьных навыков в дошкольном возрасте. Готовность к школе |
Малых А.С. |
уточняется |
Запись |
|
3. Нейропсихологическая коррекция дисграфии и дислексии в школьном возрасте. Предрасположенность и профилактика |
Царева Т.О. |
уточняется |
Вебинар 17:00-18:30 |
|
4. Нейропсихологические основы формирования математических навыков. Акалькулия |
Скалаухова Т.С. |
уточняется |
Вебинар 18:00-19:30 |
|
0. Завершение курса с куратором |
Скалаухова Т.С. |
уточняется |
Вебинар 18:00-19:30 |
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОБУЧЕНИЕ?
Обучение включает в себя видео-презентации объёмом около 30 часов с подробно представленными преподавателями темами, а также живые вебинары в программе zoom в количестве 16 штук продолжительностью от 1,5 до 2,5 часов каждый, на которых слушатели могут получить ответы на все интересующие вопросы по теме. Каждый из двух модулей обучения сопровождается организационными вебинарами, где могут быть получены ответы на вопросы по курсу, а также подробный разбор заполнения рабочих тетрадей и прохождения итогового тестирования.
Запись курса останется у студентов на неограниченный срок. Также будет отправлен дополнительный учебный материал для работы с пациентами.
- Развернутое описание актуальных и современных подходов к нейропсихологической диагностике пациентов детского возраста, позволяющих специалисту уверенно составлять эффективную программу коррекции и реабилитации.
- Наглядный пример проведения нейропсихологической диагностики ребенка 11 лет с комментариями эксперта (А.П. Бизюк).
- Теория нейропсихологической диагностики детей 5 лет и старше и подростков, а также разбор спорных моментов (например, где заканчивается «нейро…» и начинается «психо…»).
- Разбор нейропсихологических заключений с целью сделать их понятными неврологам, психиатрам, родителям, психологам и логопедам.
- Конкретные методики когнитивной нейропсихологической коррекции пациентов детского возраста.
ПРИГЛАШЕНИЕ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА БИЗЮКА