Транзактный анализ представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности. Транзактный Анализ включен в список 28 психотерапевтических методов, применимых в практике на территории Российской Федерации. В 2014 году транзактный анализ стал стандартным методом в наркологической психотерапии в РФ для лечения зависимостей и принят в национальном руководстве по наркологии.
С момента создания транзактного анализа канадско-американским психиатром доктором Эриком Берном, его идеи развивались и дополнялись. Модель личности, используемая в ТА, основана на трех эго-состояниях: Родитель, Взрослый и Ребенок. Общение между людьми в ТА называется транзакциями. Люди всегда и повсюду обмениваются транзакциями из каждого из трех эго-состояний. Это дает возможность анализировать и применять эффективные многочисленные варианты повседневного общения. Модели эго-состояний и транзакции можно использовать для понимания процессов, происходящих в группах, командах, организациях, что, в свою очередь, повысит эффективность управления или руководства.
Одна из центральных концепций ТА, концепция жизненного сценария, сегодня подтверждается исследованиями нейронаук и развивается в русле нейрокогнитивной концепции «памяти будущего». ТА предполагает, что все люди с самого начала своей жизни «пишут» сценарий своей собственной истории. В этот сценарий вносят свой вклад врожденные предрасположенности, весь позитивный и негативных жизненный опыт и послания, которые ребенок получает от значимых лиц. Сценарий указывает направление и способ развития жизни. В повседневной жизни сценарий часто проявляется в психологических играх, в которые играют люди. Психологическая игра – это определенная серия транзакций со скрытым мотивом на психологическом уровне, который не осознается. При помощи ТА люди могут больше узнать о здоровых и ресурсных элементах своего жизненного сценария, а затем использовать и улучшать его сильные стороны, меняя при этом деструктивные и ограничивающие части сценария.
В рамках курса будут представлены теоретические основы различных школ ТА. Большое внимание будет уделено вопросам психотерапевтической работы в рамках данного направления.
По завершению курса вы:
• Будете ориентироваться в современных школах транзактного анализа.
• Освоите краткосрочные и долгосрочные варианты работы с клиентами в рамках ТА.
• Научитесь выстраивать терапевтический процесс при помощи ТА с клиентами разной личностной организации.
• Научитесь формировать контракты на изменения.
• Освоите навыки работы со структурными патологиями эго-состояний.
• Сможете создать и углубить осознание у клиента, что приведет к смягчению симптомов.
• Научитесь анализировать и корректировать жизненный сценарий клиента.
Преподаватель

Кульнева Ольга Анатольевна, медицинский психолог высшей категории, специалист в области кризисного, семейного консультирования, кандидат на статус сертифицированного транзактного аналитика (СТА-р).
Учебный план
Раздел | Тема | Ак.ч. | Дата |
Философские и этические принципы транзактного анализа. Отличие от других методов |
Школа первого поколения: Классический ТА; Репарентинг; Перерешение без переноса. Школа второго поколения: Отношенческий ТА; Интегративный ТА. Эго-состояния Родитель, Взрослый, Ребенок и их представленность в отделах головного мозга | 2 |
25.10.2025 |
Особенности и виды контрактов. Контракты на изменения. Практическая работа: Заключение контракта на курс. | 2 | ||
Планирование терапии. Цели терапии в ТА. Соотношение лечебных факторов. Критерии излечения. Практическая работа. Составление терапевтического плана для клиента. | 2 | ||
Задачи первой сессии. Мотивационное интервью. Концепция терапевтического альянса, методы его оценки. Виды эмпатических переносов. Концепция «Двери контакта». | 2 | ||
Структурные патологии. Тупики. Игры и отыгрывания. Рэкетная система |
Структурные патологии: контаминация, исключение и др. Практическая работа: диагностика эго-состояний. Построение личных эгограмм | 2 |
26.10.2025 |
Понятие тупиков в ТА. Работа с тупиками 1-й, 2-й, 3-й степени. Закрытие аварийных люков. | 2 | ||
Игры и отыгрывания. Причины использования игр. Драматический треугольник С.Карпмана. Игры людей с психическими расстройствами. Игры зависимых. Определение центральной конфликтной темы Лестора Люборски. Замена игровых поглаживаний | 2 | ||
Аутентичные и рэкетные чувства. Техники диагностики «раскапывания» и экспрессии аутентичных чувств. Построение рэкетной системы | 2 | ||
Практическое применение основных концепций транзактного анализа |
Работа с эго-состоянием Взрослого. Деконтаминация. Работа с эго-состоянием Родителя. Саморепарентинг. Спот репарентинг. Регрссивный репарентинг. | 2 |
01.11.2025 |
Демонстрация - проведение Родительского интервью. | 2 | ||
Работа с эго-состоянием Ребенка. Деконфузия или распутывание Ребенка. Речайлдинг. Редисижн. Теория цикличности Памелы Левин. | 2 | ||
Виды голодов. Структурирование времени. Поглаживания. Практическая работа. Построение профиля поглаживания. | 2 | ||
Работа с симбиозом и пассивным поведением |
Симбиоз во взаимоотношениях. Вторичный, соревновательный, функциональный симбиоз. Практическая работа. Упражнение на выявление симбиоза (Гюнтер Мор). | 2 |
02.11.2025 |
Транзакции при симбиозе: отклоняющаяся, блокирующая. Работа с симбиозом. | 2 | ||
Пассивное поведение. Четыре формы пассивного поведения. Практическая работа: определение типов пассивного поведения. Конфронтация пассивности | 2 | ||
Обесценивание. Уровни, типы, причины обесценивания. Матрица обесценивания. Практическая работа. Упражнение «Ценности» | 2 | ||
Анализ и коррекция жизненного сценария |
Понятие сценария жизни. Предписания и драйверы. Сценарные процессы. Практическая работа - Построение сценарной матрицы. | 2 |
08.11.2025 |
Эпискрипт: как передается «горячая картошка» в семьях (Ф. Инглиш). Терапия эпискрипта. | 2 | ||
Концепция работы 3 «Р» с предписаниями и контр-предписаниями (Д.И. Шустов) | 2 | ||
Терапия Перерешения М.и Б. Гулдингов. Современная редисижн терапия (Т. Вайт, В. Джойс, Р. Мастромарино). | 2 | ||
Нейрокогнитивная концепция сценария «Память будущего» |
Сценарные области в детском возрасте. Селекционистская работа мозга. Синаптический прунинг: как происходит образование «основных» сетей. Самопроекция в будущее. | 2 |
09.11.2025 |
Автобиографический нарратив и «память будущего». Возможности психотерапии. | 2 | ||
Практическая работа. Диагностика проспективного мышления (тест Маклеода). | 2 | ||
Варианты психотерапии и изменения сценария жизни с акцентом на вовлечение систем памяти (Д.И.Шустов, О.Д. Тучина, Д. Ингвард, М. Райхль) | 2 | ||
Теоретические представления о работе с расстройствами личности в ТА. |
Определение личности в МКБ -11 и DSM-5 Личностные акцентуации и адаптации. Отличие личностных адаптаций от личностных расстройств | 2 |
15.11.2025 |
Работа с клиентами шизоидного континуума: формирование пограничной структуры, сценарные запреты, проблемы границ эго-состояний, жизненная позиция, трансфер и контртрансфер, психотерапия (Г. Гантрип, Э.Гринберг, В.Джойс, Р.Эрскин). | 2 | ||
Отыгрывания переноса. Шизоидный компромисс. Последовательность интерпретаций. Работа с защитами замкнутого Детского эго-состояния (Р. Литл, Р. Эрскин) | 2 | ||
Работа с клиентами параноидного континуума: формирование пограничной структуры, сценарные запреты, проблемы границ эго-состояний, жизненная позиция, трансфер и контртрансфер, принципы психотерапии, терапия с позиции Диалогической теории Я | 2 | ||
Методы психотерапии пограничного и нарциссического континуумов личности в ТА. |
Работа с клиентами пограничного континуума: формирование пограничной структуры, ранняя эмоциональная запутанность, сценарные запреты, проблемы границ эго-состояний, жизненная позиция, трансфер и контртрансфер, трнанзакции. | 2 |
16.11.2025 |
Стратегические цели, исцеление в терапевтических отношениях (Р. Эрскин). Работа с депрессией брошенности. | 2 | ||
Работа с клиентами нарциссического континуума: формирование пограничной структуры, сценарные запреты, проблемы границ эго-состояний, жизненная позиция, трансфер и контртрансфер, нарциссическая дилемма. | 2 | ||
Принципы терапии нарциссического процесса. Техники работы с нарциссической уязвимостью. Работа с нарциссической дилеммой: нуждаться в людях или использовать людей (Р.Эрскин). Восстановление Родительских функций. Работа с фантазиями (Шелдон Бах). Работа со стыдом по Р. Эрскину. | 2 |