По данным ВОЗ психическое здоровье является важным показателем благополучия общества и его граждан. Уровень развития общества можно проследить по данным о заболеваемости и эффективности лечения психических расстройств, которые формируют группу социально значимых заболеваний. Для определения уровня психического здоровья населения применяется междисциплинарный подход, требующий участия специалистов различных сфер науки и практики.
Психолог, работая с детьми, может вовремя обнаружить и спрогнозировать развитие того или иного психического заболевания, тем самым исключив/смягчив возможность усугубления патологических изменений в психике человека в будущем. Изучение детской психиатрии затрагивает как клинико-психопатологические, дифференциально-диагностические, так и профилактические и абилитационные аспекты.
Основные направления изучения, выделяемые детскими психиатрами, являются детская шизофрения, расстройства аутистического спектра, аффективные нарушения, синдром дефицита внимания и гиперактивности. В рамках научных исследований проводится соотношение вышеупомянутых нарушений, а также уточнение диагностических критериев в рамках психических расстройств в детстве. Многие из диагноза могут быть диагностированы психологом при грамотном подходе к изучению особенностей психической жизни ребёнка. Поэтому, обсуждение данных направлений среди психологов особо актуально и полезно для их практической деятельности, в работе с обратившимися родителями и детьми.
Отметим, что знания в области детской психиатрии полезны не только психологам, психиатрам, психотерапевтам, наркологам. Врачи других специальностей (неврологи, терапевты, педиатры, семейные врачи, эндокринологи и т. д.) также должны быть полностью осведомлены о симптомах психических расстройств, способах лечения таких пациентов, побочных эффектах лекарств на соматическое здоровье, а также принципах полипрофессионального бригадного взаимодействия.
Пополнить свой профессиональный багаж будет особенно полезно для психологов. Совместно с практикующим психиатром будут разобраны наиболее актуальные позиции детской психиатрии, начиная с особенностей нарушения высших психических функций в контексте возрастного развития личности, а также особенности эндогенных психических расстройств в детском и подростковом возрасте.
По окончании курса будут освоены особенности выявления психических расстройств и специфику их медикаментозной и немедикаментозной терапии, что позволит практикующему психологу верно и своевременно распознать нарушения в психической деятельности ребенка и выстроить эффективный план лечения совместно с врачами. "Тогда психотерапия будет намного эффективней" - Л. Собчик.
Подростковый возраст - переходный этап развития между детством и взрослой жизнью. В психологической литературе подростков характеризуют как склонных к безрассудству и рискованному поведению, что может привести к злоупотреблению психоактивными веществами, автомобильным авариям, небезопасному сексу и молодежной преступности. Есть некоторые доказательства того, что этот риск обусловлен биологически, вызван тем, что социальная и эмоциональная часть мозга развивается быстрее, чем часть мозга, контролирующая когнитивные функции.
Хотя большинство подростков психологически здоровы, у них (как и у взрослых) могут проявляться признаки психического заболевания. Так, поздний подростковый возраст и ранняя взрослая жизнь являются пиковыми годами для возникновения шизофрении. Расстройства настроения, такие как клиническая депрессия, биполярное расстройство и тревожные расстройства, могут первоначально проявляться в подростковом возрасте. Например, на девочек в возрасте от 15 до 19 лет приходится 40% случаев нервной анорексии.
На этом этапе развития могут неожиданно проявиться ранние трудности и травмы, без своевременной терапии которых жизнь подростка сейчас и во взрослом возрасте значительно затруднят развитие, личностный рост, гармоничное взаимодействие с миром. Обеспечивая понимание подростком своих особенностей, оказание поддержки в преодолении трудностей, своевременная диагностика и терапия психических нарушений значительно улучшают качество жизни человека в этот сложный период и подготовят к самостоятельной жизни в будущем.
В этот период возникают проблемы эмоционального отделения от родителей. Хотя это чувство обособленности является необходимым шагом в установлении личных ценностей, переход к самодостаточности заставляет многих подростков приспосабливаться к целому ряду изменений. Кроме того, подростки редко имеют четкие собственные роли в обществе, а вместо этого занимают неоднозначный период между детством и взрослой жизнью.
К тому же, в подростковый период происходит резкое заострение некоторых типологических черт характера – этот феномен получил название «акцентуации характера» – крайние варианты нормы, при которых индивидуальные черты характера проявляют чрезмерную силу, отчего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным факторам среды при хорошей и даже повышенной сопротивляемости к другим. Особенно важно понимать, что акцентуации характера влияют на личность, а приобретая патологический характер, могут и разрушить структуру личности.
В этот период особенно важно психологическое сопровождение подростка. Для избегания нежелательных форм поведения, преодоления психологических трудностей, выстраивания гармоничных взаимоотношений с окружающими необходимо предоставить ребенку квалифицированную психологическую помощь. Сеансы, направленные на осознание подростком природы характера, обучение поведенческим методам саморегуляции, анализу конфликтных ситуаций, возможных действий, реакций, помогут подростку адаптироваться в социальной среде, преодолеть кризисы развития.
Курс предоставит доступ к вебинарам, на которых Вы совместно с преподавателями познакомитесь с методами патопсихологической диагностики подростков, разберете известные типы характера, а также особенности преодоления трудностей в каждом конкретном типе.
Объём программы: 96 уч. часов.
Форма проведения: дистанционное обучение на платформе Zoom
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ:
Сроки проведения - 01-27 февраля 2025 г.
Психолог, работая с детьми, может вовремя обнаружить и спрогнозировать развитие того или иного психического заболевания, тем самым исключив/смягчив возможность усугубления патологических изменений в психике человека в будущем. Изучение детской психиатрии затрагивает как клинико-психопатологические, дифференциально-диагностические, так и профилактические и абилитационные аспекты.
Дата |
Наименование занятия |
Ак. часов |
03 февраля 2025 18:00 - 19:30 |
Вводная лекция. Клинический разбор |
4 |
17 февраля 2025 18:00 - 19:30 |
Клинический разбор |
2 |
27 февраля 2025 18:00 - 19:30 |
Клинический разбор. Медикаментозная и немедикаментозная терапия психических расстройств. Ответы на вопросы |
4 |
Лекции для самостоятельного изучения |
||
1. Общая психопатология (нарушение восприятия, мышления). Возрастные аспекты |
2 |
|
2. Общая психопатология (нарушение эмоций, воли, памяти, внимания, интеллекта, сознания). Возрастные аспекты |
2 |
|
3. Эндогенные психические расстройства |
2 |
|
4. Особенности эндогенных психических расстройств в детском и подростковом возрасте |
2 |
|
5. Пограничные психические расстройства |
2 |
|
6. Психические расстройства в детском возрасте и их выявление |
2 |
|
7. Психические расстройства в подростковом возрасте |
2 |
Сроки проведения - 03-31 марта 2025 г.
На нашем курсе «Психическое здоровье подростков» вы изучите признаки патологического и нормативного подросткового кризиса, познакомитесь с особенностями влияния социальной группы на отклоняющее поведение подростка, отдельной темой для изучения будут особенности развития подростков с ОВЗ. Кроме того, значительный объем курса посвящен расстройствам, наиболее распространенным в подростковом возрасте (РПП, СДВ и др).
Наименование занятия |
Ак. часов |
Преподаватель |
Дата и время |
Влияние социальной группы на отклоняющее поведение подростка. Суицидальное поведение в подростковом возрастее |
2 |
Поздняк В.В. |
03.03.2025 18:00-19:30 |
Патологический и нормативный подростковый кризис. Акцентуация характера в подростковом возрасте |
2 |
Тюпа О.А. |
07.03.2025 Запись |
Синдром дефицита внимания у подростков |
2 |
Поздняк В.В. |
13.03.2025 18:00-19:30 |
Расстройство поведения |
2 |
Поздняк В.В. |
17.03.2025 Запись |
Психические расстройства (депрессия, шизофрения) |
2 |
Поздняк В.В. |
20.03.2025 18:00-19:30 |
Особенности развития детей с ОВЗ в подростковом возрасте |
2 |
Романова-Африкантова Н.И. |
24.03.2025 18:00-19:30 |
Расстройство пищевого поведения |
2 |
Поздняк В.В. |
27.03.2025 Запись |
Психосоматические/соматические расстройства |
2 |
Поздняк В.В. |
31.03.2025 18:00-19:30 |
Сроки проведения - 01-29 апреля 2025 г.
Курс предоставит доступ к вебинарам, на которых Вы совместно с преподавателями познакомитесь с методами патопсихологической диагностики подростков, разберете известные типы характера, а также особенности преодоления трудностей в каждом конкретном типе.
Наименование занятия |
Ак. часов |
Преподаватель |
Дата и время |
Истероидный, гипертимный и неустойчивый типы характера |
2 |
Поздняк В.В. |
01.10.2024 18:00-19:30 |
Методы патопсихологической диагностики подростков. Отличие диагностики младших школьников от подростков |
2 |
Тюпа О.А. |
07.10.2024 Запись |
Сенситивный и шизоидный типы характера. Особенности общения, трудности и пути преодоления |
2 |
Поздняк В.В. |
10.10.2024 18:00-19:30 |
Клинико-психологическая диагностика патологических форм и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Особенности воспитания |
2 |
Тюпа О.А. |
11.10.2024 Запись |
Психастенический и астенический типы характера, пути компенсации |
2 |
Поздняк В.В. |
22.10.2024 18:00-19:30 |
Эпилептоидный тип характера. Связь с резидуальным поражениями. Место в МКБ 10 |
2 |
Поздняк В.В. |
17.10.2024 Запись |
Конформный и лабильный типы характера |
2 |
Тюпа О.А. |
24.10.2024 Запись |
Шизотипическое и пограничное расстройство личности |
2 |
Поздняк В.В. |
28.10.2024 18:00-19:30 |
Сроки проведения - 01-30 мая 2025 г.
В подростковый период особенно важно психологическое сопровождение подростка. Для избегания нежелательных форм поведения, преодоления психологических трудностей, выстраивания гармоничных взаимоотношений с окружающими необходимо предоставить ребенку квалифицированную психологическую помощь. Сеансы, направленные на осознание подростком природы характера, обучение поведенческим методам саморегуляции, анализу конфликтных ситуаций, возможных действий, реакций, помогут подростку адаптироваться в социальной среде и преодолеть кризисы развития.
Наименование занятия |
Ак. часов |
Преподаватель |
Дата и время |
Особенности психотерапевтической работы с подростками и их семьями. Этические принципы |
2 |
Царева Т.О. |
04.11.2024 16:00-17:30 |
Первичная консультация семьи. Диагностика влияния семьи. Взаимодействие с семьей в процессе терапии |
2 |
Поздняк В.В. |
11.11.2024 18:00-19:30 |
Первая сессия с подростком. Особенности взаимодействия. Вспомогательный инструмент |
2 |
Поздняк В.В. |
14.11.2024 Запись |
Методы ведения психотерапевтического процесса подростков. Направления психотерапии |
2 |
Поздняк В.В. |
18.11.2024 18:00-19:30 |
Обучение эмоциональному интеллекту. Методы формирования нового восприятия и опыта у подростка |
2 |
Царева Т.О. |
21.11.2024 16:00-17:30 |
Гипнотерапия в работе с подростками |
2 |
Корсаков А.В. |
25.11.2024 18:00-19:30 |
Психотерапия патологических форм поведения в подростковом возрасте. Структура формирования нового стереотипа поведения |
2 |
Поздняк В.В. |
27.11.2024 Запись |
Психотерапия зависимого поведения подростков |
2 |
Поздняк В.В. |
30.11.2024 14:00-15:30 |