Социально-экономическая поляризация, запреты и ограничения на фоне пандемии, страх за жизнь близких и собственную жизнь – все эти факторы усиливают ощущение незащищенности, одиночества и неуверенности в завтрашнем дне. Значительная часть людей, сталкиваясь с трудностями, переживает душевный раздрай, стресс, иногда приводящие к различным пограничным психическим расстройствам: невротическим расстройствам, зависимостям, психосоматическим заболеваниям, преходящим нарушениям адаптации и даже суициду.
Наиболее безболезненно решать возникающие сложности позволяет высокий уровень психологической адаптации. Одним из эффективных инструментов ее обеспечения является гуманистическая психотерапия. Она помогает восстановить единство человеческой личности, раскрыть потенциал, определить ценностные ориентиры.
Если предшествующие направления психотерапии (психоаналитическая и бихевиористическая) рассматривали человека как детерминированного (биологическими инстинктами и влечениями, и прижизненным научением соответственно), то гуманистическая теория фокусируется на самом человеке и его личности как уникальном, интегративном образовании. В рамках такого подхода значимы только человеческий опыт и способы его обработки. Решившись изменить себя, любой человек в любую секунду – вне зависимости от состояний и условий – может это сделать, пользуясь свободой выбора.
Гуманистическое направление, которое часто называют третьей силой в психотерапии, неоднородно. Оно включает в себя множество методов (дазайнанализ Бинсвангера, первичную терапию Янова, логотерапию Франкла и др.). На нашем курсе особое внимание уделено клиент-центрированной терапии Роджерса.
Карл Роджерс считал, что человек по своей природе позитивен и стремится к самоактуализации (которую ведущим фактором развития также называл Абрахам Маслоу, один из основателей гуманистической психологии). В основе клиент-центрированной терапии – диалог. Специалист не направляет и не руководит, клиент самостоятельно выбирает важные для обсуждения вопросы. Коммуникация выстраивается на уважении, доверии и абсолютном принятии терапевтом клиента, что помогает обнаружить новые способы решения проблемы.
Проблемы современного общества принципиально отличаются от тех, что были свойственны прошлым эпохам, и часто обусловлены размытой культурой мегаполисов, не дающей однозначного ответа на вопросы: «Кто я?», «На что мне претендовать?», «Где и с кем мое место в жизни?». Сюда относятся проблемы самовыражения, свободы выбора, взаимоотношений с миром и собой, а также поиск смысла жизни. В работе с такими запросами поведенческие и динамические подходы уступают гуманистической психотерапии, направленной на личностный рост.
Именно поэтому в курсе будет представлена клиент-центрированная терапия К. Роджерса – основа контакта и практики безопасного исследования собственного опыта, позволяющие соприкоснуться с отвергаемой частью опыта, обеспечивая таким образом возможность его интегрировать и обрести личностную целостность.
Объём программы: 72 уч. часов.
Форма проведения: вечерние занятия с 18:00 до 21:15 по Мск два раза в неделю, zoom конференция.
1. Основные идеи экзистенциального и гуманистического подхода.
2. Экзистенциальный подход: А. Лэнгле.
3. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия В. Франкл.
4. Экзистенциально-гуманистический подход Дж. Бьюдженталя. Ирвин Ялом и современное понимание экзистенциализма.
5. Терапевтические отношения в экзистенциально-гуманистической психотерапии.
6. Клиент-центрированная терапия Карла Роджерса.
7. Техники консультирования по К. Роджерсу.
8. Техники работы с группой по К. Роджерсу.
МОДУЛИ ПРОГРАММЫ:
01 - 14 марта 2025 г.
Раздел | Пара | Тема |
---|---|---|
Введение в экзистенциально-гуманистическую психотерапию | 1 | Основные идеи экзистенциального и гуманистического подхода. История метода. |
2 | Основные постулаты экзистенциально-гуманистической психотерапии. | |
3 | Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия В. Франкл. | |
4 | Экзистенциальный подход: А. Лэнгле | |
Философия смерти в экзистенциально-гуманистической психотерапии | 5 | Экзистенциально- гуманистический подход Дж. Бьюдженталя. Ирвин Ялом и современное понимание экзистенциализма |
6 | Тема смерти и конечности человеческого существования в ЭГТ. Практическое занятие с отработкой проблем | |
7 | Работа с трудными клиентами. Клиенты, затрагивающие наши уязвимые места в ЭГТ. | |
8 | Отношения между клиентом и психотерапевтом как основа лечения в ЭГТ | |
Терапевтические отношения в экзистенциально-гуманистической психотерапии | 9 | Мастер-класс: практическая демонстрация основных позиций ЭГТ |
10 | Практическое занятие с отработкой основных позиций ЭГТ | |
11 | Практическое занятие с отработкой построения терапевтических отношений | |
12 | Практическое занятие с отработкой построения терапевтических отношений |
01 - 14 апреля 2025 г.
Дата | Пара | Тема |
---|---|---|
Клиент-центрированная терапия Карла Роджерса | 1 | Клиент-центрированная терапия Карла Роджерса |
2 | Теоретические положения гуманистического консультирования по К. Роджерсу. | |
3 | Техники и позиции гуманистического консультирования по К. Роджерсу. | |
4 | Специфика первой встречи с клиентом в ЭГП. Заключение психотерапевтического контракта по К. Роджерсу. | |
Техники консультирования по К. Роджерсу | 5 | Практическое занятие по отработкам техник гуманистического консультирования по К. Роджерсу. |
6 | Практическое занятие по отработкам техник гуманистического консультирования по К. Роджерсу. | |
7 | Практическое занятие по отработкам техник гуманистического консультирования по К. Роджерсу. | |
8 | Обсуждение отработанных техник. Ответы на вопросы | |
Техники работы с группой по К. Роджерсу | 9 | Работа с группой по К. Роджерсу. |
10 | Практическое занятие проработки техник работы с группой по К. Роджерсу. | |
11 | Практическое занятие проработки техник работы с группой по К. Роджерсу | |
12 | Обсуждение отработанных техник. Ответы на вопросы. |