Нейропсихология — это раздел клинической (медицинской) психологии, изучающий мозговую основу психической деятельности и ее связь с различными уровнями организации головного мозга.
Становление данной отрасли началось в 1920–1940-е гг. Автором первых отечественных нейропсихологических исследований был Л.С. Выготский — психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Он выдвинул ряд гипотез о развитии высших психических функций, о смысловом и системном строении сознания. Существенный вклад в дальнейшее их изучение внес вместе со своими учениками А.Р. Лурия — психолог, врач-невропатолог, доктор педагогических и медицинских наук. Им удалось не только систематизировать имеющийся теоретический материал, но и накопить и обработать фактические данные о роли лобных долей в формировании высших психических функций.
На сегодняшний день в нейропсихологии существует несколько направлений, наиболее крупные из которых — клиническое и реабилитационное. Клиническая нейропсихология изучает нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга, а также их механизмы. Задачей реабилитационной нейропсихологии является восстановление утраченных или нарушенных психических функций и их компенсация.
Потребность в нейропсихологической помощи, как взрослому, так и детскому населению, обусловлена демографическими причинами и развитием науки и медицины, достижения которых помогают спасти тысячи людей. Одновременно с ростом продолжительности жизни человека увеличивается и количество заболеваний, которым он подвергается. Достижения неврологии, нейрохирургии и интенсивной терапии сейчас позволяют спасти жизнь пациентам с острыми нарушениями мозгового кровообращения, травмами головного мозга, а современные перинатальные технологии — недоношенных детей весом всего 500 г! Однако и те, и другие без должной реабилитации остаются порой глубокими инвалидами: полноценное восстановление для таких пациентов невозможно без участия нейропсихолога. И даже если повреждения головного мозга были относительно небольшими, резидуальная органическая симптоматика зачастую мешает взрослым вернуться ко качественному выполнению многих видов профессиональной деятельности, а детям — успешно учиться в школе. Наша программа профессиональной переподготовки позволит вам освоить современные подходы в нейропсихологической диагностике, реабилитации и коррекции у детей и взрослых. Вы узнаете, какие и к какой категории пациентов инструменты применять, и научитесь их грамотному и эффективному использованию.
Органические изменения головного мозга
Работа с нейропсихологом необходима пациенту с органическими изменениями головного мозга: последствиями черепномозговых травм, ишемических или геморрагических инсультов, опухолевых процессов, нейрохирургических операций. Контакт со специалистом особенно показан после выхода из острого состояния.
Онкологические заболевания
Пациенты с онкологическими заболеваниями — еще одна категория, которой важна нейропсихологическая реабилитация, прежде всего в тех случаях, когда проведенное оперативное вмешательство оставляет после себя фантомный болевой синдром. Нейропсихологическая реабилитация возможна в том случае, если фантомные боли психогенно обусловлены и возникли из-за сохранения схемы тела как некой части внутренней картины болезни. Следует отметить, что количество людей, страдающих онкологическими заболеваниями, по данным НМИЦ радиологии Минздрава России, увеличивается с каждым годом не только в нашей стране, но и во всем мире.
COVID-19
Потребность переболевших COVID-19 в работе с нейропсихологом пока остается под вопросом. Явные научно доказанные последствия влияния коронавируса на нервную систему не обнаружены. Между тем, некоторые переболевшие жалуются на ухудшение памяти и речи, на ослабление ориентации во внешней среде. На данный момент эти жалобы носят не системный, а эпизодический характер. За нейропсихологической помощью важно обратиться в том случае, если после COVID-19 наблюдаются расстройства гностических функций, которые нейропсихолог может рассмотреть автономно, безотносительного самой вирусной инфекции.
Расстройства гностических функций
Почвой для возникновения расстройств гностических функций могут стать уже названные ишемические и геморрагические инсульты, различные генетически предопределяемые заболевания нервной ткани, сопровождаемые утратой части нейронов, последствия тяжелых инфекционных заболеваний, в том числе менингита, энцефалита, стафилококковой инфекции.
Расстройства развития школьных навыков
У некоторых детей при отсутствии выраженной органической патологии головного мозга и нормальном интеллекте наблюдаются специфические расстройства формирования отдельных навыков обучения в школе — выполнения арифметических действий, чтения, письма, обработки когнитивной информации. При чтении дети порой не узнают буквы, не могут соотнести их графическое отображение со звучанием (дислексия). Нарушения письма (дисграфия) проявляются трудностями кодировки звуков в графические символы, затруднением начертания букв и знаков. Дети с акалькулией испытывают проблемы с прямым и обратным счетом, освоением навыков сложения, вычитания и др. Запаздывание формирования навыков часто нарастает при непрерывном усложнении образовательной программы. В итоге в целом способные дети оказываются в числе отстающих. Методы нейропсихологии в этом случае помогают и выявить, и скорректировать нарушенную мозговую функцию.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считается одним из самых распространенных психоневрологических нарушений у детей. СДВГ возможен у детей от 3 до 15 лет, наибольшая выраженность его симптомов (нарушения внимания, импульсивность, гиперактивности, социальная дезадаптация и др.) приходится на дошкольный и младший школьный возраст, а к 14–15 годам его внешние проявления постепенно снижаются. При этом уменьшаются гиперактивность и импульсивность, в то время как дефицит внимания может даже нарастать, поэтому подростки с СДВГ также нуждаются в помощи. Интеллект у ребенка с СДВГ не страдает, однако неусидчивость, возбудимость, импульсивность поступков, недостаточная целенаправленность приводят к трудностям в приобретении учебных навыков и выраженной школьной дезадаптации.
Препараты, используемые для лечения данного расстройства в странах Запада, в Российской Федерации запрещены, а назначаемая медикаментозная терапия либо бывает недостаточно эффективной, либо может сопровождаться нежелательными эффектами. Учитывая, что по современным данным расстройство связано с истощаемостью восходящего активирующего влияния стволовых и подкорковых структур на кору головного мозга, эффективным способом лечения является специализированная нейропсихологическая коррекция, позволяющая нормализовать их работу.
Объём программы: 336 уч. часов.
Форма проведения: дистанционное обучение на платформе Zoom
Обучение включает видео-презентации и аудиолекции с подробно представленными преподавателем темами, живые вебинары в программе zoom, на которых слушатели могут получить ответы на все интересующие вопросы по теме, а также видеозаписи с демонстрацией реальной работы специалиста и возможностью последующего обсуждения.
Программа предназначена для клинических психологов, неврологов, реабилитологов, медицинских работников, педагогов, выпускников специалитета, бакалавриата и магистратуры по направлениям «Психология» и «Специальная психология» (дефектологи, логопеды, олигофренопедагоги и др.).