Программа профессиональной переподготовки по специальности «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»
Курсы повышения квалификации психологов

Программа профессиональной переподготовки по специальности «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»

Срок проведения:
01 февраля 2025 г. - 30 ноября 2025 г.

Объем программы: 336 ак.ч.

Курсы повышения квалификации психологов
Историческая справка

Нейропсихология — это раздел клинической (медицинской) психологии, изучающий мозговую основу психической деятельности и ее связь с различными уровнями организации головного мозга.

Становление данной отрасли началось в 1920–1940-е гг. Автором первых отечественных нейропсихологических исследований был Л.С. Выготский — психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Он выдвинул ряд гипотез о развитии высших психических функций, о смысловом и системном строении сознания. Существенный вклад в дальнейшее их изучение внес вместе со своими учениками А.Р. Лурия — психолог, врач-невропатолог, доктор педагогических и медицинских наук. Им удалось не только систематизировать имеющийся теоретический материал, но и накопить и обработать фактические данные о роли лобных долей в формировании высших психических функций.

На сегодняшний день в нейропсихологии существует несколько направлений, наиболее крупные из которых — клиническое и реабилитационное. Клиническая нейропсихология изучает нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга, а также их механизмы. Задачей реабилитационной нейропсихологии является восстановление утраченных или нарушенных психических функций и их компенсация.

Описание программы

Потребность в нейропсихологической помощи, как взрослому, так и детскому населению, обусловлена демографическими причинами и развитием науки и медицины, достижения которых помогают спасти тысячи людей. Одновременно с ростом продолжительности жизни человека увеличивается и количество заболеваний, которым он подвергается. Достижения неврологии, нейрохирургии и интенсивной терапии сейчас позволяют спасти жизнь пациентам с острыми нарушениями мозгового кровообращения, травмами головного мозга, а современные перинатальные технологии — недоношенных детей весом всего 500 г! Однако и те, и другие без должной реабилитации остаются порой глубокими инвалидами: полноценное восстановление для таких пациентов невозможно без участия нейропсихолога. И даже если повреждения головного мозга были относительно небольшими, резидуальная органическая симптоматика зачастую мешает взрослым вернуться ко качественному выполнению многих видов профессиональной деятельности, а детям — успешно учиться в школе. Наша программа профессиональной переподготовки позволит вам освоить современные подходы в нейропсихологической диагностике, реабилитации и коррекции у детей и взрослых. Вы узнаете, какие и к какой категории пациентов инструменты применять, и научитесь их грамотному и эффективному использованию.

Органические изменения головного мозга
Работа с нейропсихологом необходима пациенту с органическими изменениями головного мозга: последствиями черепномозговых травм, ишемических или геморрагических инсультов, опухолевых процессов, нейрохирургических операций. Контакт со специалистом особенно показан после выхода из острого состояния.

Онкологические заболевания
Пациенты с онкологическими заболеваниями — еще одна категория, которой важна нейропсихологическая реабилитация, прежде всего в тех случаях, когда проведенное оперативное вмешательство оставляет после себя фантомный болевой синдром. Нейропсихологическая реабилитация возможна в том случае, если фантомные боли психогенно обусловлены и возникли из-за сохранения схемы тела как некой части внутренней картины болезни. Следует отметить, что количество людей, страдающих онкологическими заболеваниями, по данным НМИЦ радиологии Минздрава России, увеличивается с каждым годом не только в нашей стране, но и во всем мире.

COVID-19
Потребность переболевших COVID-19 в работе с нейропсихологом пока остается под вопросом. Явные научно доказанные последствия влияния коронавируса на нервную систему не обнаружены. Между тем, некоторые переболевшие жалуются на ухудшение памяти и речи, на ослабление ориентации во внешней среде. На данный момент эти жалобы носят не системный, а эпизодический характер. За нейропсихологической помощью важно обратиться в том случае, если после COVID-19 наблюдаются расстройства гностических функций, которые нейропсихолог может рассмотреть автономно, безотносительного самой вирусной инфекции.

Расстройства гностических функций
Почвой для возникновения расстройств гностических функций могут стать уже названные ишемические и геморрагические инсульты, различные генетически предопределяемые заболевания нервной ткани, сопровождаемые утратой части нейронов, последствия тяжелых инфекционных заболеваний, в том числе менингита, энцефалита, стафилококковой инфекции.

Расстройства развития школьных навыков
У некоторых детей при отсутствии выраженной органической патологии головного мозга и нормальном интеллекте наблюдаются специфические расстройства формирования отдельных навыков обучения в школе — выполнения арифметических действий, чтения, письма, обработки когнитивной информации. При чтении дети порой не узнают буквы, не могут соотнести их графическое отображение со звучанием (дислексия). Нарушения письма (дисграфия) проявляются трудностями кодировки звуков в графические символы, затруднением начертания букв и знаков. Дети с акалькулией испытывают проблемы с прямым и обратным счетом, освоением навыков сложения, вычитания и др. Запаздывание формирования навыков часто нарастает при непрерывном усложнении образовательной программы. В итоге в целом способные дети оказываются в числе отстающих. Методы нейропсихологии в этом случае помогают и выявить, и скорректировать нарушенную мозговую функцию.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считается одним из самых распространенных психоневрологических нарушений у детей. СДВГ возможен у детей от 3 до 15 лет, наибольшая выраженность его симптомов (нарушения внимания, импульсивность, гиперактивности, социальная дезадаптация и др.) приходится на дошкольный и младший школьный возраст, а к 14–15 годам его внешние проявления постепенно снижаются. При этом уменьшаются гиперактивность и импульсивность, в то время как дефицит внимания может даже нарастать, поэтому подростки с СДВГ также нуждаются в помощи. Интеллект у ребенка с СДВГ не страдает, однако неусидчивость, возбудимость, импульсивность поступков, недостаточная целенаправленность приводят к трудностям в приобретении учебных навыков и выраженной школьной дезадаптации.

Препараты, используемые для лечения данного расстройства в странах Запада, в Российской Федерации запрещены, а назначаемая медикаментозная терапия либо бывает недостаточно эффективной, либо может сопровождаться нежелательными эффектами. Учитывая, что по современным данным расстройство связано с истощаемостью восходящего активирующего влияния стволовых и подкорковых структур на кору головного мозга, эффективным способом лечения является специализированная нейропсихологическая коррекция, позволяющая нормализовать их работу.

Объём программы: 336 уч. часов.

Форма проведения: дистанционное обучение на платформе Zoom


Что включает в себя обучение?

Обучение включает видео-презентации и аудиолекции с подробно представленными преподавателем темами, живые вебинары в программе zoom, на которых слушатели могут получить ответы на все интересующие вопросы по теме, а также видеозаписи с демонстрацией реальной работы специалиста и возможностью последующего обсуждения.

Кто может принять участие в программе?

Программа предназначена для клинических психологов, неврологов, реабилитологов, медицинских работников, педагогов, выпускников специалитета, бакалавриата и магистратуры по направлениям «Психология» и «Специальная психология» (дефектологи, логопеды, олигофренопедагоги и др.).


ПРОГРАММА ЦИКЛА

1 модуль - Нейропсихологическая диагностика ВПФ у детей. Нейропсихологическая коррекция школьных навыков, 72 ак.ч. Сроки проведения - 1 февраля - 15 апреля 2025 г.

1. Нейропсихология детей и подростков. Теория и практика вмешательства.

2. Мозговая организация ВПФ у детей.

3. Психофизиологические основы обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте.

4. Нейропсихологическая диагностика пациентов дошкольного возраста. Нормы когнитивного и психофизиологического развития.

5. Нейропсихологическая диагностика пациентов младшего школьного возраста. Нейропсихологические показатели нормотипичного развития.

6. Нейропсихологические особенности формирования школьных навыков в дошкольном возрасте.

7. Нейропсихологическая диагностика устной и письменной речи в младшем школьном возрасте. Нейропсихологическая коррекция навыков чтения.

8. Нейропсихологическая диагностика устной и письменной речи в младшем школьном возрасте. Классификация дисграфии с позиции нейропсихологии.

9. Логопедические особенности нарушений школьных навыков.

10. Школьная дезадаптация и расстройства развития школьных навыков с позиции детской психиатрии.

11. Нарушение школьных навыков с позиции неврологии.

12. Особенности нейропсихологических нарушений в рамках клинико-психологической диагностики.

13. Формирование индивидуальной программы коррекции по результатам диагностики.

14. Организация нейропсихологической помощи пациентам детского возраста.

15. Внимание как высшая психическая функция в нейропсихологии. Нейропсихологическая коррекция поведенческих нарушений. Формирование произвольной регуляции деятельности.

16. Нарушения памяти в рамках нейропсихологической практики. Поэтапное формирование ритмических структур.

17. Формирование мышления в дошкольном и младшем школьном возрасте. Особенности нейропсихологической коррекции.

18. Поэтапное формирование пространственного мышления. Нейропсихологическая коррекция нарушений зрительно-моторной координации.

19. Нейропсихологический подход при коррекции поражений левого и правого полушарий. Формирование межполушарного взаимодействия по возрасту: когнитивная и моторная нейропсихологическая коррекция.

20. Возможности нейропсихологической моторной коррекции при формировании школьных навыков. Особенности формирования почерка в рамках нейропсихологического подхода.

21. Нейропсихологический подход к логопедическим нарушениям и их следствиям в школьном возрасте.

22. Нейропсихологический подход к коррекции детских неврологических нарушений (эпилепсия, ДЦП и т.п.)

23. Нейропсихологическая коррекция сочетанных нарушений у пациентов школьного возраста.

24. Особенности дистанционного формата нейропсихологической коррекции.

Узнать подробнее

2 модуль - Нейропсихологическая диагностика и когнитивная коррекция детей и подростков. Системный анализ нарушений высших корковых функций, 72 ак.ч. Сроки проведения - 16 апреля 2025 г. - 30 июня 2025 г.

Введение в нейропсихологию детского возраста

1. Введение в нейропсихологию детского возраста.

2. Формирование ЦНС в онтогенезе 3. Возрастные особенности структурно-функциональной организации мозга у детей

4. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория системной динамической локализации ВП

Клиническая нейропсихология детского возраста

1. Различия в структуре нейропсихологических синдромов при поражении головного мозга у детей и взрослых

2. Дефицитарность, несформированность и атипия психического развития. Проблема левшества

3. Особенности нейропсихологической диагностики пациентов детского возраста

Нейропсихологическая диагностика ВПФ у детей

1. Нейропсихологическая диагностика ВПФ пациентов детского возраста

2. Нейропсихологическая диагностика школьных навыков. Дисграфия, дислексия, акалькулия

3. Комплексный подход к коррекции ВПФ пациентов детского возраста (врачи, специалисты, родители)

4. Интерпретация заключений врачей и специалистов, результатов ЭЭГ

Основные принципы коррекционной работы в рамках нейропсихологии детского возраста

1. Основные принципы коррекционной работы в рамках нейропсихологии детского возраста. Формирование программы коррекции по результатам диагностики

2. Направления нейропсихологической коррекции пациентов детского возраста

3. Этапы нейромоторной коррекции. Понятие межполушарного взаимодействия

4. Формирование графомоторных навыков в нейропсихологии. Зрительно-моторная координация

Формирование ВПФ в соответствии с концепцией структурно-функциональных блоков мозга

1. Возможности нейропсихологической коррекции при нарушениях I ФБМ. Возможные методы коррекции.

2. Формирование и коррекция III ФБМ в нейропсихологической практике. Понятие произвольной регуляции деятельности

3. СДВГ. Проблема истощаемости

4. Возможности нейропсихологической коррекции при нарушениях II ФБМ. Коррекция пространственного мышления в нейропсихологической практике

Нейропсихологическая коррекция школьных навыков

1. Формирование школьных навыков в дошкольном возрасте. Готовность к школе

2. Формирование навыков чтения в детском возрасте. Следствие «логопедических диагнозов»

3. Нейропсихологическая коррекция дисграфии и дислексии в школьном возрасте. Предрасположенность и профилактика

4. Нейропсихологические основы формирования математических навыков. Акалькулия.

Узнать подробнее

3 модуль - Классическая нейропсихология. Нейропсихологическая диагностика. Методы нейропсихологической коррекции и реабилитации, 144 ак.ч. Сроки проведения - 1 июля - 30 ноября 2025 г.

Основы нейропсихологии. Анатомо-физиологическая основа высших психических функций (ВПФ)

1. Введение в нейропсихологию.

2. Организация нейропсихологической помощи.

3. История становления нейропсихологии как науки.

4. Нейрон и его функции. Структурно-системная организация мозга.

5. Основные анатомические структуры мозга.

6. Нейромедиаторы. Медиаторные вещества, происхождение и химическая природа нейромедиаторов. Отдельные медиаторные системы, их локализация в структурах мозга и функции в регуляции поведенческих реакций.

7. Структурный фило- и онтогенез человека.

8. Структурно-функциональная модель работы мозга.

9. Нарушения ВПФ. Симптомы, синдромы, факторы.

10. Анализаторные системы и их нарушения. Болевые ощущения. Нейропсихология времени.

11. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения праксиса.

12. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения речи.

13. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения внимания.

14. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения памяти.

15. Локализация ВПФ. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения мышления.

16. Нейропсихологические механизмы нормы и нарушения эмоциональной сферы.

17. Функциональная асимметрия в нейропсихологии.

18. Нейропсихология пожилого возраста.

Нейропсихологическая диагностика в медицинской реабилитации

1. Мозг как объект диагностического исследования. Принципы нейропсихологической диагностики.

2. Протокол нейропсихологического обследования.

3. Диагностическое исследование (наглядно с комментариями и пробами).

4. Предварительные формы исследования (сбор анамнеза, метод беседы, метод наблюдения).

5. Исследование внимания.

6. Исследование зрительного гнозиса — предполагаемая локализация, основные пробы, проявление первичных нарушений, зрительный гнозис в норме, фактор, связанный с нарушением, и его выделение.

7. Исследование оптико-пространственного гнозиса.

8. Исследование слухового гнозиса и слухо-моторной координации.

9. Исследование письма и чтения, счета.

10. Исследование тактильных функций и стереогнозиса, схемы тела.

11. Исследование моторного, идеаторного и идеомоторного праксиса, динамического праксиса, конструктивного и пространственного праксиса.

12. Исследование речи: фонологическая, фонематическая, семантическая и артикуляторная функции.

13. Исследование памяти в нейропсихологической диагностике.

14. Исследование мышления и интеллектуальных процессов в нейропсихологии.

15. Оценка эмоциональной сферы в нейропсихологической диагностике.

16. Нейропсихологическая симптоматика при поражениях головного мозга (нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС — сосудистых болезнях, травмах головного мозга, опухолях, проявлениях соматических нарушений и др.).

17. Нейропсихологическая классификация и диагностика афазий, апраксий и агнозий.

18. Полушарные факторы, модально-неспецифические факторы, факторы межполушарного взаимодействия, общемозговые факторы, факторы, связанные с работой глубинных структур — как выделить, какими пробами или методами (наблюдения) отметить.

19. Ответы на вопросы.

Нейропсихологическая реабилитация пациентов с органическими поражениями головного мозга

1. Нейропсихологическая коррекция, реабилитация и восстановительное обучение. Принципы восстановительной деятельности в работе нейропсихолога.

2. МКФ.

3. Общие методы восстановительного обучения.

4. Восстановление речи при афазии.

5. Восстановление счета при акалькулии.

6. Восстановление гностических функций.

7. Преодоление расстройств конструктивной деятельности.

8. Преодоление нарушений схемы тела.

9. Практический подход к нейрореабилитации пациента — диалог с практиком-реабилитологом.

Узнать подробнее

4 модуль - Анатомия и физиология ЦНС. Анатомия и физиология ВНД, 48 ак.ч.

1. Введение в анатомию и физиологию ЦНС: история, методы исследования

2. Строение и функции нервной системы человека

3. Развитие нервной системы в филогенезе и онтогенезе

4. Структурные элементы нервной системы

5. Строение нейрона. Нейроны и глиальные клетки

6. Нервные сети

7. Строение и функции спинного мозга

8. Строение и функции головного мозга

9. Строение и функции конечного мозга

10. Черепно-мозговые нервы и их функции

11. Соматическая и вегетативная нервная система

12. Физиология коры больших полушарий

13. Физиология сенсорных систем

14. Высшая нервная деятельность: история, методы исследования

15. Рефлексы и инстинкты человека. Научение

16. Память

17. Высшая и низшая психическая деятельность

18. Организация поведенческих реакций

Узнать подробнее

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ КЛИНИЧЕСКИХ СЛУЧАЕВ

В процессе разборов участники будут иметь возможность изучить данные анамнеза, результаты клинического, нейропсихологического обследования, динамического наблюдения, оценкой эффективности лечения и реабилитационных мероприятий.

Ознакомиться с программой

БИЗЮК А.П. - ЛЕКЦИЯ "КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО. ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ"

Стоимость участия в программе
при оплате до 03 ноября 2024 г.
60 000 рублей

+ 4 промокода по 1000 рублей

В день начала обучения - 80 000 р.

*возможна рассрочка платежа

ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

Сомневаетесь?

Мы предлагаем ознакомительный доступ к программе первого дня совершенно бесплатно!

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ ИЛИ ЗАДАТЬ ВОПРОС
Правила использования промокодов

1) Промокод действует только при следующей покупке

2) С помощью промокода можно оплатить до 50 процентов от стоимости программы

3) При использовании промокода скидки и акции не суммируются.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Бизюк Александр Павлович
Бизюк Александр Павлович

Кандидат психологических наук, доцент, психолог, нейропсихолог, специальный психолог.

_______________

Основные сферы интересов: нейропсихология, экстремальная психология, патопсихология, психофизиология. Доцент кафедры общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова , доцент кафедры специальной психологии Института специальной педагогики и психологии, заведующий кафедрой общей и специальной психологии. Автор более 85 научных работ, учебников и методических пособий. Опыт работы более 49 лет.


Образование:

Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А.А. Жданова, факультет психологии. Квалификация: психолог. Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, аспирантура. Ученая степень: кандидат психологических наук.

Ершов Борис Борисович
Ершов Борис Борисович

Клинический психолог, нейропсихолог, кандидат психологических наук. Доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова. Борис Борисович – автор 34 научных статей и публикаций.

Клочко Николай Павлович
Клочко Николай Павлович

Психолог, клинический психолог, кандидат психологических наук, нейропсихолог, афазиолог.

Ковалев Виктор Вячеславович
Ковалев Виктор Вячеславович

Кандидат психологических наук, доцент. Стаж преподавания - 27 лет. Сферы научных интересов: психофизиология профессиональной деятельности.


Кузьмина Алевтина Валерьевна
Кузьмина Алевтина Валерьевна

Педагог-психолог высшей категории, нейропсихолог. Преподаватель классической и детской нейропсихологии.


Малых Анастасия Сергеевна
Малых Анастасия Сергеевна

Специальный психолог, конфликтолог, нейропсихолог.

Поздняк Вера Владимировна
Поздняк Вера Владимировна

Врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии СПбГПМУ, кафедры психоневрологии ФП и ДПО СПбГПМУ.


Романова-Африкантова Наталья Игоревна
Романова-Африкантова Наталья Игоревна

Клинический психолог, нейропсихолог. Магистратура - программа «Когнитивные исследования» (с отличием) – СПбГУ, лаборатория когнитивных исследований Т.В. Черниговской. Аспирантура – СПбГУ, психологический факультет, «Общая психология», научная группа В. М. Аллахвердова


Скалаухова Татьяна Сергеевна
Скалаухова Татьяна Сергеевна

Детский клинический (медицинский) и нейропсихолог. Преподаватель клинической психологии и нейропсихологии детей и подростков.


Царева Татьяна Олеговна
Царева Татьяна Олеговна

Детский клинический (медицинский) и нейропсихолог. Руководитель "Центра детской нейрокоррекции и развития" в Санкт-Петербурге.


Мункуев Александр Сергеевич
Мункуев Александр Сергеевич

Невролог, вертебролог, мануальный терапевт, рефлексотерапевт. Взрослый, детский. Стаж - 16 лет. Руководитель центра нейрокоррекции «Динамика+». Сфера профессиональных интересов — неврология развития и вертеброневрология.


Завершив обучение по программе, вы сможете:
Оставить заявку или задать вопрос
По окончании обучения студенты получают диплом о профессиональной переподготовке установленного законодательством образца с внесением в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»

Лицензия на образовательную деятельность

Выписка из реестра